Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 18

Искать материалы в журнала труднее, тем более, что в любом случае журналы надо просматривать за несколько лет (со времени издания той книги, с которой начато изучение вопроса). Здесь может помочь систематический каталог журнальных статей, однако не всегда в библиотеках обеспечивается его полнота.

Поиск литературы в журналах облегчается тем, что каждый журнал в последнем номере года помещает систематиче­ский указатель всех материалов, напечатанных во всех номерах журнала за год. Поэтому если надо проверить, было ли что-либо новое опубликовано в интересующей нас области, скажем, за последние два-три года, достаточно просмотреть] два-три журнала (двенадцатые номера за каждый год) и узнать номера, в которых есть что-то нужное.

Систематический просмотр текущей литературы не требует особых пояснений. Специалист должен выработать себе при­вычку раз в месяц обязательно бывать в библиотеке. Каждая библиотека обычно ежемесячно выставляет все новые поступ­ления, в том числе и журналы. Поэтому час времени, потра­ченный раз в месяц, позволяет специалисту иметь представле­ние о наличии или отсутствии новых публикаций по интересу­ющей его теме.

Также ежемесячно надо внимательно просматривать рефе­ративные журналы в своей отрасли. Именно такой система­тический подход к работе с литературой гарантирует специа­листа от возможности оказаться в положении изобретателя деревянного велосипеда.

  1. Составление обзора литературы

Список литературы является составной частью любой ин­женерной или научной работы. Он характеризует круг источ­ников, которыми пользовался в работе автор, и по нему любой специалист может установить достаточность или, наоборот, неполноту научных и практических знаний, принятых автором во внимание при определении целей и задач своего исследо­вания.

Перечень использованных источников составляется иссле­дователем в процессе поиска и изучения литературы уже в начальной стадии работы. Сначала это, главным образом, список основных, общих работ. В процессе исследования или проектирования он дополняется как новыми публикациями, так и дополнительными, попавшими в круг внимания исследо­вателя. Однако размещение источников в окончательном спи­ске, который будет включен в отчет о работе, следует подчи­нить определенному порядку. Применяют, по крайней мере, три схемы размещения источников в списке:

1) источники размещаются в той последовательности, в ка­кой в работе, в частности в обзоре литературы, появляются ссылки на них. Такой порядок удобен и автору и читателю, но автор сможет его составить только закончив работу оконча­тельно. Ведь появление в поле зрения в процессе работы лю­бого нового источника, на который надо будет сослаться, потребует изменения нумерации других источников и в списке, и тексте. Поэтому такой порядок применяют, когда общее чи­сло источников относительно невелико (до 10, максимум 20 (наименований). Так оформляют списки в отчетах о научной работе, в пояснительных записках к проектам, в том числе учебным (курсовым и дипломным). Годится он и для студентов при составлении   отчетов   по   учебно-исследовательской (УИРС) и научно-исследовательским   (НИРС) работам;

2) алфавитный порядок размещения источников (по фамилии автора) более применим при их большом числе. Список составляется при этом независимо от текста, хотя и здесь н избежать переделок при включении в список новых источников. Есть еще одно неудобство: при алфавитном размещении в начале списка могут оказаться работы не главные, а иногда случайные, относящиеся к теме лишь косвенно, что может вызывать недоумение у читателя, пока он не дойдет до ссылки на этот источник. Главные, основополагающие источники теряются здесь среди второстепенных. Поэтому часто в больших (да и малых) работах может быть более целесообразен следующий, скажем;

3) логический порядок, при котором уже в первой стадии работы составляется неизменяемая начальная часть списка в которую включаются основные источники последователь» (по степени их относительной важности   или в хронологическом порядке). Все остальные работы, в том числе и новые включаются в список по мере ознакомления с ними, так сказать, «в порядке общей очереди». Такой путь позволяет автору избежать ненужных переделок текста. В то же время спи сок, построенный таким образом, выглядит достаточно убедительно и удобен для читателя,    желающего   познакомиться подробнее с источниками работы.

Описание литературы (источников) в списке должно быт полным и исчерпывающим.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках и т, п.) списке должны включать последовательно: фамилию и инициалы автора, полное заглавие книги (по титульному листу) место издания, наименование издательства, год издания и объем книги (число страниц). Обычно поясняют назначение или другие особенности книги (учебник).

Если книга переводная, это следует отразить в ее описании, указав с какого языка сделан перевод. Необходимо указывать сведения о повторности издания (если оно не первое) При наличии нескольких   авторов их следует   перечислить том порядке, как они указаны на титульном листе книги. Ес­ли их более трех, можно указать данные только первого из них и слова «и др.». При большом числе авторов, когда их фамилии не указываются на титульном листе книги, но указана фамилия специалиста («титульного редактора»), осуществляв­шего общую редакцию книги, можно начинать описание кни­ги с ее названия, а затем указать «под ред.» такого-то (фами­лия и инициалы). Наименование места издания приводят пол­ностью (для Москвы и Ленинграда применяются сокращения: М. и Л.). Все сведения в описании разделяются знаками пре­пинания по установленной форме.

Примеры.

1. Л осев А. К. Введение в специальность «Радиотехника»: Учеб по­собие.— М.- Высш. шк., 1980. — 240 с.

2. Моисеев Г. А. Секционная мощность тепловозов и проблемы на­дежности.— М.: Транспорт, 1978.— 112 с. (Межизд. сер. Надежность и ка­чество).

3. Тепловозы/Под ред. Н. И. Панова — М.: Машиностроение, 1976. — 544 с.