Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 10

Еще более характерным в этом отношении является состо­яние дел с промышленным мирным использованием термоядер­ной энергии. Работы по управляемому термоядерному синтезу были начаты у нас в стране под руководством академика И. В. Курчатова в 1951 г. И еще в 1958 г. физики предполага­ли, что до осуществления управляемого синтеза, как говорит­ся, рукой подать. Как пишет В. П. Карцев [5], один из органи­заторов нашей термоядерной программы академик Л. А. Арцимович впоследствии вспоминал: «Казалось ,.., что нужно пройти всего лишь небольшой путь между двумя точками, по­том оказалось, что надо не пройти, а проехать на велосипеде; потом — что проехать на велосипеде, но по канату; потом — что велосипед одноколесный; потом — что ехать нужно с за­вязанными глазами; и наконец — задом наперед». Приведен­ный образ очень нагляден, он показывает, как усложняются по мере продвижения вперед задачи овладения управляемой ре­акцией синтеза.

«Вряд ли есть какие-либо сомнения в том, что в конечном счете проблема управляемого термоядерного синтеза будет ре­шена,— продолжал Л. А. Арцимович,— природа может распо­ложить на пути решения этой проблемы лишь ограниченное число трудностей, и после того как человеку, благодаря непре­рывному проявлению творческой активности, удастся их пре­одолеть, она уже не в состоянии будет изобрести новые. Неиз­вестно лишь, насколько затянется этот процесс...»

Есть известное положение, что исключения подтверждают правило. Так и последние   примеры,    являясь исключениями, лишний раз подтверждают общее правило, общий закон движения науки вперед ускоренными темпами.

Закон ускоряющегося развития науки одним из первых от­метил Ф. Энгельс. Он писал: «...наука растет, по меньшей ме­ре, с такой же быстротой, как и население; население растет пропорционально численности последнего поколения, наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследован­ных ею от предшествующего поколения...»1

Закон ускоряющегося развития такого типа выражается уравнением , где S—исследуемая величина (чис­ленность населения, объем науки). После разделения перемен­ных  и интегрирования получаем его решение:. Таким образом, величина S изменяется по экспо­ненте, которая безгранично возрастает с течением времени. Как было показано выше, утрированное представление беспредель­ного роста может приводить к ошибкам. Для оценки реальных возможностей человечества в развитии науки нужно учитывать еще ряд факторов.

Например, стоимость научных разработок. Она неизбежно растет, так как наука ставит перед собой все более и более сложные задачи, которые требуют и большего времени, и больших сил и очень сложного оборудования. С другой сторо­ны, из-за того, что возможности человеческого общества в каждый данный момент времени все же конечны, при расши­рении фронта исследования (а это неизбежно, так как с уве­личением объема знаний обнаруживается большее число нере­шенных проблем) общество вынуждено уменьшать концент­рацию сил на ряде направлений этого фронта.

1Маркс К., Э н г е л ь с Ф, Соч. 2-е изд., т. I, с. 568.

  1. Научные исследования

Научное исследование — конкретная форма проведения на­учной работы, т. е. изучение научными методами конкрет­ного предмета (явления, процесса) с целью получения еще неизвестных о нем знаний и их дальнейшего полезного ис­пользования в практической деятельности людей. Научные ис­следования составляют основное содержание научной деятель­ности, именно в них рождаются новые знания, проверяются ги­потезы, доказываются или отвергаются научные идеи и теории, делаются обобщения ранее выполненных исследований и ста­вятся задачи для дальнейшей научной и инженерной разра­ботки.

Каждая конкретная научно-исследовательская работа (НИР) или научное исследование, как элемент исследователь­ской деятельности, имеет свою тему, то есть наименование, определяющее содержание и цели работы. Поэтому термин «тема» часто ассоциируется с самой НИР и используется для определения уровня НИР.

Научные исследования по их уровню (содержанию, значи­мости), объему и результатам, а также в целях возможности планирования можно разделить на научные:

работы (НИР), каждая из которых решает отдельный воп­рос в общей цепи исследований и является элементарной единицей в процессе текущего планирования НИР. Работа имеет наименьший возможный срок выполнения (один, максимум два года) и выполняется ограниченной группой сотрудников;

темы. Тема — это законченное научное исследование, ре­шающее научно-техническую задачу, указанную в ее наимено­вании. Тема обычно состоит из нескольких НИР и выполняет­ся в течение нескольких лег;

проблемы, представляющие собой совокупность нескольких научных тем, выполнение которых позволяет получить комп­лексное, всестороннее решение сложной научной задачи. Ре­шения проблем достигаются совместной работой различных на­учных коллективов на протяжении ряда лет, поэтому это поня­тие обычно используется в перспективном и координационном планировании НИР. На каждую проблему, имеющую важное народно-хозяйственное значение, разрабатывается целевая про­грамма, охватывающая весь процесс ее решения, включая практическое использование (внедрение в производство) ре­зультатов.

При планировании сложных научных исследований, в част­ности при разработке целевых программ, рубрикация работ по трем уровням значимости оказывается недостаточной и поэто­му применяют дополнительные подразделения НИР (подпроблемы или проблемы разных уровней, подтемы).

Ряд научных проблем в близкой области объединяют под термином «научное направление».

В области технических наук научные исследования плани­руются совместно с их инженерным обеспечением и производ­ственной реализацией. Иными словами, планируется не только сам исследовательский процесс, но и достижение конечного тех­нического результата в виде создания новой машины, техноло­гии и т. п., ради которого и проводятся соответствующие науч­ные исследования.