Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 14

Организация научных исследований в области тепловозо­строения и тепловозной тяги. Научная деятельность в этой области относится (по ведомственной принадлежности к трем общесоюзным министерствам: путей сообщения (МПС), тяже­лого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш) и электротехнической промышленности (Минэлектотехпром).

Научные учреждения МПС. Научные исследо­вания на железнодорожном транспорте выполняются НИИ и вузами МПС.

В системе МПС крупнейшим  научным учреждением  является Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), находящийся в Москве, в составе которого есть Отделение тепловозов и локомо­тивного хозяйства, состоящее из нескольких специализиро­ванных лабораторий и секторов. Значительную роль в работе ВНИИЖТа играет Опытное кольцо, расположенное на под­московной станции Щербинка.

Тепловозное отделение ВНИИЖТа выступает в роли го­ловного научного подразделения МПС, отвечающего на тран­спорте за технический уровень и научно-технический прогресс в области тепловозостроения, тепловозной тяги и локомотив­ного хозяйства.

Работу по обобщению и распространению научного и производственного опыта, в том числе и в области локомотивостроения, проводит Центральный научно-исследовательский инсти­тут информации, технико-экономических исследований и про­паганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ) МПС.

Большой объем научных исследований проводят тепловоз­ные кафедры транспортных вузов (такие кафедры есть в 10 из 15 вузов МПС) и их отраслевые научно-исследовательские лаборатории (в МИИТе, ЛИИЖТе, ХИИТе, ТашИИТе и др.). Общую координацию этих работ и организацию их финанси­рования осуществляют Главное управление локомотивною хо­зяйства и Главное техническое управление МПС.

Главным научным органом МПС является Научно-техниче­ский совет министерства. Его председателем является министр путей сообщения СССР.

Научно-технический совет (НТС) и его президиум на сво­их заседаниях обсуждают важнейшие проблемные вопросы научно-технического прогресса на железнодорожном транс­порте и определяют его направления. В составе НТС имеется секция локомотивного хозяйства, которая непосредственно занимается вопросами электрической и тепловозной тяги на железнодорожном транспорте страны.

Научные учреждения Минтижмаша. В сис­теме этого министерства научно-техническими вопросами теп­ловозостроения занимается Всесоюзный научно-исследова­тельский тепловозный институт (ВНИТИ) в г Коломна Мос­ковской области. Кроме этого, исследовательские работы про­водят конструкторские и экспериментальные подразделения тепловозостроительных заводов. Научно-технический совет ми­нистерства и его тепловозная секция координируют эти рабо­ты.

Научные   учреждения    Минэлектротехпрома. Вопросами, относящимися к тепловозостроению, в рам­ках этого министерства занимается   НИИ завода «Электротяжмаш» (г. Харьков), разрабатывающий электрооборудова­ние тепловозов.

Во всех упомянутых выше научных организациях н на всех предприятиях отрасли локомотивостроения работают инже­неры — выпускники МИИТа, обучавшиеся на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» по специальностям 0526 «Локомотивостроение (тепловозостроение)» н 1601 «Теплово­зы и тепловозное хозяйство».

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мангутов И. С. Инженер: Социолого-экономический очерк 2-е изд.— М.: Сов. Россия, 1980.— 288 с.

В первой и второй главах рассмотрены особенности современного научно-технического прогресса, кратко излагается история техники.

2. Добров Г. М. Наука о науке. 2-е изд.— Киев: Наук думка, 1980.- 320 с.

Рассмотрены общие стороны развития науки, ее кадров, организации их работы. Специально анализируются количественные измерители науки

3. Мэнсфилд Э. Экономика научно-технического прогресса/Сокр пер. с англ.— М.: Прогресс, 1970.— 238 с.

Книга американского экономиста посвящена анализу эффективности. организации факторов и темпов научно-технического прогресса. К сожалению, все это анализируется на основе лишь американских данных, что характерно для многих публикаций в США. Специально рассматриваются темпы распространения научно-технических новшеств. Приводя в качестве одного из примеров распространение тепловозов, автор умудрился заметить» первые советские тепловозы, созданные в 1924 г.

4. Л и н н Ф. Темпы создания и распространение научно технических новшеств.— В кн.: Мэнсфилд Э. (см. выше).

Приводится анализ интервалов времени между разработкой и внедрением новой техники.

5. Карцев В. П. Всегда молодая физика.— М- Сов. Россия. 1483 368 с.

В книге много интересного. Она посвящена развитию физики в Моск­ве, людям, которые создали московскую школу физиков.

6. Большаков Н. В. Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа.— В сб.: Вопросы конструкции, эксплуатации и ремонта тепловозов— М.: МИИТ, 1978, вып. 611, с. 3—10.

Автор кратко излагает историю кафедры и тепловозного высшего образования в стране.

7. К уз ьм и ч В. Д. Проблемы тепловозостроения и тепловозной тяги в научной деятельности кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство».— в сб.:   Проблемы совершенствования конструкций и эксплуатации тепловозов— М.: МИИТ, 1982, вып. 700, с. 3—7.

Кратко рассмотрены основные научные разработки кафедры за по­следние несколько лет.


Глава  3

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,4! НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Изучение литературы по теме предстоящей работы или научного исследования является первой и неотъемлемой часты самой работы (или исследования). Именно с литературы начинается накопление фактов, знаний.

  1. Цели изучения литературы

Как изучать литературу в процессе инженерной или научной работы? Что подразумевать под литературой и что искать в ней? С чего начинать? Ответы на эти и другие подобные вопросы не могут быть однозначны.