Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром, страница 5

Существовало несколько групп теорий,объясняющих возникновение психо-соматических заболеваний.Это 1 гр:-психологические теории (профиля лич-ности Данбар,психоаналитическая концепция Фрейда,,теория эмоциональной специфичности Александера). 2Гр-нейрогуморальные теории рассматривают психологию, психосоматического заб-я как реакцию на перегрузки-,наруше-ние внутр. Равновесия или как проявление стресса.Основными компонентами реакции адаптации расм. Вегетативная НС,эндокринный аппарат и гумораль-ные факторы. 3гр.-физиологическая теория основ Павлов рассм вегетативные и эндокринные нарушения как проявление эмоций,носящее условно-рефлек-торный хар-р.Кортико нисцеральная теорияБыкова связывает возникновение псих.сом.заб-й с первичным нарушение корковых механизмов управления внутренними органами которое обусловлено пренапряжением процесса возбуждения и торможения в коре ГМ.    В настоящее время рассматривается многофак-торная теория возн. психосом. раст-в. 1 фактор-неспецифическая наслед-ть и врожденная отягощенностьсомат. наруш. и дефектами; 2-насле-дственная предрасположенность к психосом.растр-м.;3-нарушение деят-ти ЦНС;4-ли-ностные особенности(замкнутость, сдержанность, тревожность, недоверчивость, алексетимия);5-психического ифизического состояния во время действия психотравм исобытиц);6-неблагоприятный фон семейных и психосоциальных факторов;7-особенности самих психотравмирующих собы-тий.Все эти факторы не только участвуют в происхождении психотрав-мирующих раст-в,но и делают ч-ка уязвимым к психоэмоциональным стресс-сам,устраняют психологическую и биологическую защиту.Облегчают возни-к-е и утяжеление соматических раст-в.Под психосом-и растр-и понимаются симптомы и синдромы нар-я соматической сферы,обусловленные индиви-дуально-психологическими особенностями ч-ка и связанные со стереотипами его поведения,реакциями на стресс и его способами переработки внутри-личностного конфликта.

В-13Возможные пути психологической помощи детям с аномальным развитием и их семьям.Обычно выделяют 10 категорий детей с отклонения-ми в развитии.К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализа-торов,с полной (тотальной)или частичной потерей слуха или зрения, неслы-шащие (глухие),слабослышащие,незрячие(слепые),слабовидящие.со специ-фическими речевыми отклонениями(алалия,общее недоразвитие речи, заика-ние),с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП(последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита),с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности ЗПР,со сложными нарушениями (незря-чие умственно отсталые,слепоглухие,слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи),аутичные.

Структура психики р-ка с отклонениями в развитии чрезвычайно сложна. Пе-рвичный дефект приводит к возникновению многих других отклонений пер-вичного,третичного.Специально организованное воспитание и обучение р-ка с отклонениями в развитии может проводиться в семье где оно осуществляе-тся ордителями при систематических консультациях дефектолога или в виде индивидуальной работы с р-ом приглашенным специалистом.В результате такого обучения у р-ка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки.Кроме того,происходит коррекция и компенсация имеющегося у р-ка дефекта.КОР-РЕКЦИЯ(исправление,улучшение),-это сглаживание недостатков развития р-ка с помощью различных педагогических.лечебных и технических средств. Так,оптические приборы позволяют скоррегировать зрение слабовидящих детей.Обучение в школе для умственно отсталых детей оказывает поло-жительное воздействие на формирование мыслительных процессов учащихся

Предполагаю комплексное воздействие на его позновательную деят-ть, эмо-ционально-волевую сферу.моторно-двигательные качества,поведение и лич-ности в целом.Коррекционое воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей р-ка с отклонениями в развитии и постепенно создает возможности для активации нарушенных функций.Для воспитания и обучения различных категорий детей с отк-лонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения госу-дарственного и частного хар-ра.Это специальные детские сады и специа-льные группы при обычных детских садах.,специальные школы и психо-неврологические санатории.Дети.у которых отклонение в развитие выражены не резко,посещают обычные детские сады и учатся в школах общего наз-начения.Родители таких детей систематически консультируются у дефек-тологов или опытных педагогов-практиков или приглашают их для про-ведения дополнительных занятий с детьми.Дети.имеющие грубые откло-нения в развитии,воспитываются и обучаются в домашних условиях.Нередко с ними не проводится никакой коррекционной работы.Хотя встречаются сл-учаи когда родители делают все возможное для того,чтобы способствовать развитию р-ка.Комплектование специальных учреждений для детей с отк-лонениями в развитии –этоПМПК психолого-медико-педагогические комиссии.Цель создания ПМПК-это обследование детей с проблемами в развитии.выявление у них уровня психического развития,определение возможностей и сроков коррекции и компенсации выявленных нарушений и определение на более продуктивного обучения.

В-14.Общая хар-ка афазий.Классификация афазий по А.Р.Лурия.Афазия-это системное нарушение речи,к-е возникает при органических поражениях мозга,охватывает разные уровни организации речи,влияет на ее связи с другими псих-и процессами и приводит к дезинтеграции всей псих-й сферы ч-ка,нарушая.прежде всего,коммуникативную функцию речи.Афазия включает в себя 4 составляющие-нарушение собственно речи и вербального общения,нар-е других псих-х процессов,изменение и личностную реакцию на болезнь.

Поскольку речь является средством общения,то центральным дефектом при афазии явл-ся нарушение коммуникативной функции,ведущая в грубых случаях к полной неспособности б-ых к вербальной форме общения.При афазии нарушается и уровневая структура речи.В одних случаях нарушается сенсомоторный уровень речи(сенсорная,моторные формы афазии),в других-уровень лексико-семантической(лингвистической)организации речи (акусти-ко-мнестическая,семантическая,динамическая афазии).Во всех формах афазии нарушение одного уровня так или иначе затрагивает и другие уровни организации речи,вследствие чего и возникает внутрисистемное нарушение речи.При афазии грубо нарушается предметнаяотнесенность слова:больные не могут по слову найти предмет,понять значение слова.В некоторых формах афазии возникают дефекты актуализации слов-наименований,то есть нарушается номинативная ф-я речи,ее динамика(динамическая афазия)за счет нарушения внутренней речи.