Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром, страница 11

В-28.Задержанное псих-кое развитие:клинико-психологическая структура дефекта.З.П.Р.-замедление его темпа псих-го развития которое чаще обнару-живается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общегозапаса знаний,ограниченности представлений незрелости мышления,мало интеллектуальной целенаправленности.преобладании игровых интересов.быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деят-ти.В отличие от детей страдающих олигофренией,эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний.значительно более продуктивны в использовании помощи при интеллектуальной сфере будут выражены не резко.В других случаях,наоборот,будет преобладать замедление развития интеллектуальной сфере.Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие позновательной деят-ти будут иметь и свои качественные особенности,обусловленные типом движений аномалии развития.В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы,хронические соматические заб-я,длительные неблагоприятные условия воспитания главным образом органическая недостаточность нервной системы.К.С.Лебединская исходя из этиологического принципа.различает четыре основных варианта ЗПР.1)ЗПРконституционального происхождения;

2)ЗПРсоматогенного происхождения;3)ЗПРпсихогенного происхождения; 4)ЗПР церебрально-органического генеза.

При задержке ЗПР конституционного происхождения инфантильности пси-хики часто соответствует инфальтивный тип телосложения с детской пластичность мимики и моторики.Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени  развития,соответствуя псих-му складу р-ка более младшего возраста6с яркостью и живостью эмоций,преобладанием эмоциональных реакций в поведении игровых интересов.внушаемости и надостаточной самостоятельности.Эти дети неутомимы в игре.в которой проявляются много творчества и выдумки и  в тоже время быстро пресыщаю-тся интеллектуальной деят-ю.Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности,связанные как с малой направленностью на длитель-ную интеллектуальную деят-ть (на занятиях они предпочитают играть),так и неумением подчинятся правилам дисциплины.(Т.А.Власова,М.С.Певзнер).

При так называемой соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость,указы-валось,обусловлена длительными,нередко хроническими заб-ми,пороками развития сердца и т.д.Хроническая физическая и псих-я астения тормозят развитие активных форм деятельности,способствуют формированию таких черт личности,как робость,боязливость,неуверенность в их силах.Эти же свойства в значительной степени обуславливаются созданием для б-го или физически ослабленного р-ка режима ограничений и запретов.Таким образом,к явлениям,обусловленным болезнью,добавляется искусственная инфантилизация.вызванная условиями гиперопеки.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания.Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее па-тологического хар-р.Как известно.при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы р-ка, обуславливающее патологическое развитие его личности.ЗПР церебрально- органического генеза имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженностипроявлений и частой необходимости специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Причины церебрально-органических форм ЗПР(патология беременности и родов,инфекции,интоксикации,травмы нервной системы в первые годы жиз-ни),как видно в определенной мере сходны с причинами олигофрении.Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.Другим фактором является время поражения.ЗПР значительно чаще,связана с более поздними,экзогенными повреждениями мозга,воздейстующими в период,когда деффиринциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опас-ности их грубого недоразвития.Церебрально-органическая недостаточ-ность определяет и клинико-психологическую структуру самой задержки псих-го раз-я в отношении незрелости как эмоционально-волевой сферы,так и позно-вательной дея-ти.Эмоционально-волевая незрелость представлена в виде на-зываемого органического инфантилизма.В отличие от психики р-ка более младшего возраста или проявлений конституционального инфантилизма,при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости,определенной примитивностью.Грубая внушаемость отражает ор-ганический дефект критики.При явном преобладании игровых интересов над учебными и в игре выступают однообразие,отсутствие творчества и слабость воображения.(И.Ф.Марковская).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР. Особенности клинико-психоло-гической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения.У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможено-сть,внешне имитирующие детскую жизнерадосность и непосредственность.Характерна неспособность к волевому усилию и систе-матической деят-ти.На уроках эти дети не поседливы, не подчиняются требо-ваниям дисциплины,в ответ на замечание дают обещание исправится,но тут же об этом забывают.В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе,не смущаясь говорят,что учится неинтересно и трудно,что они хотели гулять или играть.Для детей с преобладанием пониженного наст-роения хар-на склонность к робости,боязливости,страхам.Этот эмоциональный фон,а т.ж.всегдасопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности,инициативы,самостоятельности.И у этих детей преобладают игровые интересы.Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако,на уроках,ведут себя более правильно.Поэтому к врачу они попадают не в связи с нарушением дисциплины,а из-за трудности обучения.Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность.Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятел-ьности,активности и личности в целом.