Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром

Страницы работы

Содержание работы

.


Клиническая госсы

В-2.Концептуальный аппарат нейропсихологии. Отечественная нейропсихология ,созданная выдающимся психологом А.Р.Лурия и его учениками, давно перешагнула граници нашей страны.Огромный успех лурьевской «Н-П» связан с тем.что ей впервые удалось сформулировать научную концепцию о мозговых механихмах высших псих-х процессах ч-ка.Теоритическая и методологическая платформа отеч-ой «Н-п» представляет собой логически стройный понятийный аппарат.Она преодалела характерный для классического периода неврологии и афазиологии описательный подход к дефекту.Она перешла от описания клинической картины дефекта к его анализу с целью вычленения механизмов,лежащих в основе дефекта,что и является отличительной чертой современной лурьевской «Н-п» .Именно этот новый аналитический подход к изучению нарушений псих-х функций привел Лурию и его учеников к созданию концептуального аппарата «Н-п».который предстовляет собой научный фундамент.Понятийный аппарат «Н-п» условно разделен на две части-методологию и теорию,отличающиеся разным уровнем обобщения.содержащегося в концепциях.

В содержание методологической части входят три современных концеп-ции,реализующие понятия о роли социально-биологической интеграции в развитие и нарушении ВПФ,в системно-деятельностном подходе к форми-рованию,нарушению и восстановлению ВПФ:1) современное представление о ВПФ.2) учение о концептуальных системах как психофизиологической основе псих-х функций и интегрированной единицы работы мозга. 3)Учение о динамической исистемной локализации псих-х функций в головном мозге,которое основывается на представлениях о сложной структуре ВПФ,их социогенезе и хроногенности их развития.Эти концепции и составляют методологическую основу «Н-п».Она разработана выдающимся отечественным учеными Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Лурия, А.В. Запо-

рожцем,П.К.Анохиным.

Теоретическую основу составили новые научные представления разрабо-танные А.Р.Лурия.Это прежде всего учение о факторе и его связи с мозгом и новое учение о синдроме.Лурия пересмотрел классические представления о синдроме как нарушении функции,локализующейся в месте поражения мозга.Им было пересмотрено и  понятие синдрома как суммы симптомов,и разработано новое учение-учение о факторе.важнейшей составной части синдрома и симптома.Одним из важнейших теоретических понятий,лежащих в основе концептуального аппарата «Н-п» с высокой разрешающей способностью в постановке т диагноза является понятие фактора.Под «фактором»Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры,определенный принцып ее работы.Каждая зона мозга участвующая в  обеспечении функциональной системы,являющейся основой той или иной псих-ой функции,ответственна за некоторый фактор,нарушение которого приводит к дефекту всей функциональной системы в целом.Лурией и его учениками был выделен ряд факторов-пространственное и квазипространственное восприятие,фонематический слух,………………

Ощущения,кинетические процессы,осуществляющие сукцессивность двигательных актов.КОНЦЕПЦИЯ-(лат.)это то или иное понимание явления,система взглядов,содержание которой раскрывается через ряд принципов или основных исходных научных положений какой………………………….

В-3.Основные понятия нейропсихологии Фактор,симтом,синдром.

«Н-П»создала свой понятийный аппарат,который условно можно разделить на две части-методологию и теоритическую.Всодержании методологической части входят:1)современные представления о ВПФ:2)Учение о функциональных системах как психологической основ психич-х функций и интегрированной единице работы мозга;3)учение о динамической и системной локализации псих-х функций в головном мозге которое основывается на представлениях о сложной структуре ВПФ,их социогенезе  и хроногености их развития.Теоретическую основу  составили новые научные представления разработаннык\е А.Р.Лурией.Это прежде всего учение о факторе о симтоме и о синдроме,Лурия пересмотрел классические представления о синдроме как нарушении функции,локализующейся в месте поражения мозга.Им было пересмотрено и понятие синдрома,как суммы симптомов и разработано новое учение-учение о факторе,важнейшей составной части симптома и синдрома.Одним из важнейших теоретич-х понятий,лежащих в основе концептуального аппарата «Н-п»с высокой разрешающей способностью в постановке топического диагноза,является понятие фактора.С помощью этого важнейшего понятия удалось перейти от описания дефекта к его качественному или факторному анализу,что позволило преодолеть «психоморфологизм» и присущее ему непосредственное соотнесение ВПФ с мозговым субстрактом.Под «фактором»Лурия понимал «собственную функцию»той или иной мозговой структуры,определенный принцип ее работы.Каждая зона мозга,участвующая в обеспечении функциональной системы,являющейся основой той или иной психической функции,ответственна за некоторый фактор,нарушение которого приводит к дефекту всей функциональной системы в целом.Лурией и ее учениками был выделен ряд факторов:-пространственное и квазипрос-ое восприятие,фонематический слух,кинетические процессы,осуществляющие сукцессивность двигательных актов,их плавность,переключаемость,динамический фактор и др.Фактор-это не одномерный прцесс,а процесс имеющий иерархическое уровневое строение.На каждом из уровней в своей структуре один и тот же фактор может иметь разное проявление.

А.Р.Лурия пересмотрел и понятие симптома.Лурия сумел показать,что симптом например,нарушение чтения письма или счета ничего не говорит о локализации этих функций,тем более в данном пораженном участке мозга.Современное понимание нейропсихол-го симптома включает поиск причины механизма (фактора),лежащего в основе нарушения симптома-понимания чтения и др.и определяющего симптом..Для того чтобы перейти от установления симптома к локализации соответ-ей псих-ой функ-ии,необходимо проделать большую работу по качественному анализу симптома.Классификация симптома является первым этапом в процессе анализа мозговоу организации псих-х процессов,а на практике в постановке топического диагноза,после этого необходим переход от симптома к анализу симптомокомплекса или синдрома.в который входит данный симптом.

Понятие фактора легло в основу понятия нейропсих-ого синдрома. «Н-п синдром представляет соьой избирательное нарушение одной группы психических процессов,в состав которых входит нарушенный(несформированный) фактор.при сохранности других ВПФ в структуру которых этот фактор не входит.Таким образом в основу нового понимания синдрома и симптома положен принцип функциональной системы как психофизиологической основы психических процессов,которая может нарушаться по разному,в зависимости от локализации поражения мозга.Каждая зона мозга участвующая в реализации ФО ответственна лишь за свой «фактор»,нарушение которого и ведет к синдромной картине нарушения,в основе всех симптомов,входящих в синдром,будет лежать один фактор.Весь путь анализа дефекта ВПФ от симптома через фактор к синдрому наз-ся «квалификацией симптома»,осуществляемого путем качественного анализа наблюдаемых явлений.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
221 Kb
Скачали:
0