Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром, страница 4

В-10 Классификация нарушений мышления.Краткая хар-ка основных видов нарушений.Нарушение М.явл-ся одним из частых симптомах при псих-х заб-ях.Исходя из структуры можно выделить 3 основных вида нарушения:1. на-руш-я операционной стороны м-я; 2.динамики м-я; 3.мотивационного компо-нента м-я.1.нар-я операц. Стор. М-я у б-ых нарушается и теряется возмож-ность пользоваться основными операциями (обобщение, отвлечение. Абстра-гирование).Они имеют варианты: а)снижение уровня обобщения-в суждении-ях б-х доминир-ют конкретные представления о предметах и явлениях,а бо-лее высокие уровни обобщения где требуется абстрагирование трудно ДОС-тупны.Они не справляются с задачей на классификацию.и не могут объеди-нить по общим признакам разные пр-ты.затруднена операция объединения и пртивопоставления (исключ. Лишнего из 4-х пр-в),недоступно толкование и понимание переносного смысла пословиц:б)искажение процесса обобщения-существенные св-ва признаков и явл-й и существующие связи м-у ними не принемаются во внимание,в основу обобщения берутся общие признаки и связи которые носят случайный ,ненаправленный,неадекватный хар-р все это создает основу для бесплодного мудрствования и хар-но для б-х шизофре-нией.2.нар-е динамики мыс-ой деят-ти:-проявляется в инертности или лаби-льности м-я.при инертности-обнаруживается тугоподвижность Интеллект-х процессов,(больным трудно менять избранный способ работы, изме-нять ход рассуждений,переключатся с одного вида деятельности на др,появляется нак-лонность к излишней детализации и обстоятельности,конкретные связи пре-жнего опыта доминируют,встречаются при эпилепсии.При лабильности –мысли и представления быстро сменяют друг друга,не успевают закончить одну мысль и переходят к другой. Вследствии повышенной отвлекаемости становятся мало продуктивными,происходит чередование обобщенных реше-ний с конкретно ситуационными,а логические связи подменяются случай-ными сочетаниями3.нар-е личностного мотивационного компонента:-выра-жается в искажении уровня обобщения.Ярко это нарушение обнаруживается в разноплавности м-я-протекание суждений в разных руслах,классификация не имеет единого хар-ра и во время выполнения одного и того же задания б-е объединяют карточки на основании то св-в самих изображений пр-в,то лич-ных вкусов и установок.Резонерство-бесплодное мудрствование, непродук-тивные многоречивыевысказывания,выражается в претензиозно-оценочной позиции и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждения. В клинической классификации раст-в м-я различают ко-личественные (нар-я темпа,подвижности,целенаправленности м-я)-патология  ассоциативного процесса и качественные(бредовые,сверхценные,навязчивые и доминирующие идеи)-патология суждений и умозаключений.

В-11.Синдромы поражения лобных структур мозга.Варианты «лобного синдрома».Следует отчетливо различать синдромы,наблюдающиеся при поражении наружных (конвекситальных)и нижневнутренних (медиобазальных)отделов лобной части.Конвекситальные отделы лобной коры.Поражения этих отделов лобной доли и особенно премоторной и прафронтальной вызывают нарушения локализации движений и дейст-вий,распад двигательных программ и нарушение контроля над протеканием двигательного поведения ч-ка..С особенной отчетливостью все эти наруше-ния выступают при поражении конвекситальных отделов лобных долей-доминантного Л.П.,которые тесно связаны с мозговой организацией речевых процессов функциональная дезрганизация,которых приводит к особенно от-четливой дезорганизации речевой деятельности и прогноз поведении. Нарушение речевой деятельности выступает в виде повышенной патоло-гической инертности самих речевых процессов,выражающейся в невозмож-ности развернутого спонтанного речевого высказывания в речевой адинамии или лобной динамической афазии.БАЗАЛЬНЫЕ(или ОРБИТА-ЛЬНЫЕ)И МЕДИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ.Поражение базальных отделов наряду с нарушениями обаняния и зрения приводит к отчет-ливым явлениям общего расторможения и грубого изменения аффективных прцессов. Нару-шения характера.Интеллект нарушается из-за грубой аффективной расторможенности.При поражении в ЛП-растормаживание отрицательного аффекта(тоска.тревога,депрессия,злобность,раздражительность);в ПП-явление айфории с агнозией. Поражение медиальных отделов лобных долей приводят к снижению тонуса.и к выраженным нарушениям регулирующих и моделирующих влиянии лобной коры на неспецифические образования мозга.Снижение тонуса коры у подобных б-х состояний,характерных для поражения лимбической области мозга.Особенностью состояний пониже-нного бодрствования,возникающих при поражениях медиальных отделов ло-бных долей мозга,является то,что они протекают на фоне характерного для патологии лобных долей мозга снижения критики т.е.нарушение аппарата рецептора действия,обеспечивающего контроль над протеканием основа-тельных процессов.   Основной симптом поражения медиальных отделов лобных долей мозга обозначается как нарушение избирательности,психич-х процессов.Он проявляется в том,что б-й теряет четкую ориентировку в окружающем,в своем прошлом,у него возникают безконтрольные конфа-буляции и его сознание оказывается нестойким,а иногда и глубоко нарушенным.Другой стороной этого синдрома являются грубейшие нарушения памяти,что т.ж. приводит к явлениям спутанности сознания и конфабуляциям.

 В-12.Психологические факторы как причина соматических заболеваний. Един-ство психического и соматического принято рассматривать с 2-х сто-рон, влияние на психику соматических заболеваний-соматогении и роль пси-хики в возникновении и развитии патологических процессов в тех или иных органах т.н. психогении.Соматическое и психическое являясь начально раз-личными явлениями представляет собой лишь разные стороны конкретного еди-ного ч-ка,поэтому изучать отдельно их нельзя.Психосоматическая проб-лема возникла в древности,у ее истоков стояли 2 школы,отражающие кон-цепцию болезни,гипократическая трактовала б-знь,как расстройство отно-шений м-у субъектом и действительностью(ч-к болен); книдская школа рас-сматривала б-нь,как поражение того или иного органа (у ч-ка есть б-нь).