Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром, страница 10

С первых же занятий параллельно с развитием фонематического слуха следует проводить работу по формированию у детей навыков звуков  о анна-лизах. Необходимо научить детей выделять названный звук в словах,где он находится в разных позициях.Работа по  развитию произносительных навы-ков отличается большим своеобразием.Начинать ее рекомендуется с отработ-ки сохранных звуков поскольку главная задача-оживить утраченную способ-ность речедвигательного анализатора.Следующий этап-восстановление от-сутствующих звуков.При этом внимание р-ка фиксируется не только на акус-тической хар-ке,но и на артикуляторной,а т.ж.графической(если р-к школь-ного возраста).Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (сов-местном с логопедом)и отраженном(вслед за логопедом)повторении авто-матизированных речевых рядов.В дальнейшем эти ряды необходимо прео-бразоывать в слова и короткие предисловия.Если р-к до появления афазии обучался в школе,в процессе восстановительной работы необходимо испол-ьзовать сохранные навыки письменной речи.Поэтому цикл занятий рекомен-дуется проводить в письменной форме(р-к записывает числовые ряды,слова и предложения в тетради).В процессе восстановления письменной речи про-водятся звуково-буквенный анализ состава слов.а т.ж. различные варианты упражнений типа вставить в слове  пропущенную букву;дополнить подпись под картинкой;закончить начатое слово,отнести(письменно)на вопрос и т.п. начальных этапах применяют неречевые формы работы,помогающие органи-зации деят-ти детей.Широко используют различные неречевые игры, рисова-ние,лепка по образу.ВОСТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ.Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало,подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется. Сенсорные афазики находятся в более сложном положении,чем моторные, т.к.у них резко ограничено понимание речи.Р-к плохо контактирует с окружающими,его внимание не концентрируется должным образом на речи:интеллектуальные возможности снижены(вторично).Поэтому задача первостепенной важности-вызвать р-ка на контакт,активизировать его положительные эмоции.Внимание детей привлекает к значению конкретного слова смысловому содержанию короткой инструкции.При этом рекомендуе-тся устное задание сопровождать демонстрацией таблички с соответствую-щей  записью.В процессе восстановления речи наобходимо опираться на сохранные анализаторы,главным образом на зрительный,двигательный.1) Развитие у д-й фонематического восприятия,т.к.это главное нарушение при данном дефекте.2)Обучение детей пониманию речи.Это направление сливается с первым,к ним присоединяется работа над произношением слов,сходных по звучанию,но разных по смыслу(клубок-комок, удочка-уточ-ка). 3)Воспитание у р-ка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Если р-к ранее обучался в школе, в процессе логопедических занятий реко-мендуется проводить серию упражнений по письму и чтению.Сенсорные афазии трудно воспринимают на слух диктуемые слова и фазы (даже очень простые).Поэтому необходимо максимально использовать все средства помогающие воспринимать материал.Так,диктант должен сочетать в себе все виды опоры(зрительную,графическую и др.)Содержание графической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нару-шения,а т.ж. от возраста р-ка.Персональную помощь (медицинскую и педагогическую)р-к получает  в условиях стационара где работает логопед.В дальнейшем р-к может быть направлен для индивидуальных занятий в спе-циальное (дошкольное или школьное)учреждение.Врач продолжает наблюю-дать за ним амбулаторно.Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого р-ка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

В-27.Понятие внутренней картины болезни.Уровни внуренней картины болезни.Большой вклад в  изучение проблемы самосознания болезни внес А.Р.Лурия (1944г.),сформулировав понятие «внутренней картины б-зни». А.Р.Лурия называл внутренней картиной б-ни все то,что испытывает и переживает б-й,всю массу его ощущений,не только местных болезненных,но и его общее самочувствие,самоналюдение,его представление о своей б-ни,все то,что связанно для б-го с его приходом к врачу,-весь тот огромный внутрен-ний мир б-го,который сос-т из весьма сложных сочетаний восприятия и ощу-щения,эмоций,аффектов,конфликтов.,псих-их переживаний и травм.

ГОЛЬДШЕЙДЕР- рассматривал сензитивную и интеллектуальную части аутопластической картины болезни.СЕНЗИТИВНАЯ ЧАСТЬ СОСТОИТ из субъективных ощущений,исходящих из конкретного местного заб-я или па-тологического изменения общего состояния б-го.ВТОРАЯ ЧАСТЬ-ИНТЕЛ-ЛЕКТУАЛЬНАЯ-является надстройкой над ними,созданной уже самим б-м,размышлением о своей б-зни,своем самочувствии и состоянии.Так, исполь-зуя в качестве основного понятия «аутопластическая картина б-зни». КЛАССИФИКАЦИЮ ЕЕ ТИПОВ:-нормальная(соответствует объективному состоянию б-го);-пренебрежительная(недооценка тяжести б-зни);-отрицаю-щая (игнорирование факта б-ни);-нозофобная(имеет место понимание то,что опасения преувеличены,но преодолеть своих опасений б-ой не может);-ипохондрическая(погружение,уход в болезнь);-нозофильная(б-ой получает удовлетворение от того.что б-знь освобождает его от обязанностей);-ули-тарная (получение известной выгоды от болезни-материальной или мораль-ной).Аутопластическая картина болезни зависит от влияния ряда факторов: 1)характера б-зни (острая или хроническая),наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д.): 2)обстоятельств,в которых протекает боле-знь (появление новых проблем в семье,в профессиональной деят-ти,в бли-жайшем социальном окружении и т.д.) 3)преморбидной личности (здесь в частности,ставится вопрос о возрасте б-го); 4)социального положения б-го.

Понятие внутренняя картина болезни это сложное структурированное образование включает по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:1)чувственный-комплекс бо-лезнеых ощущений: 2)эмоциональный-переживание заболевания и его последствий? 3)интеллектуальный-выработке представления и знания о болезни пациентом и ее реальная оценка,размышление о причинах и возможных последствиях; 4)мотивационный-выработка определенного отношения к болезни и актуализация деят-ти.направленной на выздоров-ление.В центре внимания проблемы внутренней картины б-зни находится психология личности б-го.Не только выраженность органических и функциональных нарушений.но и способности личности.степень осознания и переживания болезни влияют на формирование структуры внутренней кар-тины болезни. Большое значение имеют т.ж.социальный статус личности б-го,что следует учитывать при его реабилитации.