Клиническая госсы. Концептуальный аппарат нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии: фактор, симптом, синдром, страница 13

В-32.Психологические закономерности изменения психики б-х в условиях соматического заболевания,влияние хронической болезни на психику.Это влияние может быть как патогенным,так и сонатогенным.Наибольшее значе-ние оказывает для нас патогенез влияние соматического состояния на психи-ку ч-ка,под которым понимаетсы не что иное как нарушение псих-ой деят-ти ч-ка в условиях соматической болезни.Интуитивно любой ч-к знает о зависи-мости состояния духа от состояния тела.Научная разработка этой проблемы началась совсем недавно.И сейчас все больше внимания обращают на эту проблему многие исследователи:психологи.медики,философы.В отечествен-ной литературе появилось множество работ,посвященных исследованиям психики б-х,страдающих самыми различными заболеваниями:сердечно-сосу-дистыми,желудочно-кишечными,легочными,почечными и другими (Агжигит ,Виноградов,Банцевич,Березин и др).Является достаточно установленным, что имеется два вида патогенного влияния соматической болезни на психику ,соматогенный (по средством интаксикационных воздействий на ЦНС), и психогенный (острая реакция личности на заболевание и его последствия) (Зикеева и др.,Ковалев,Зайцев и т.д). Реально они представлены в единстве нарушений психики под влиянием соматического заболевания,но выделение этих двух видов необходимо,т.к.соматогенный и псохогенный компоненты представлены во влиянии психическую сферу в различных соотношениях в зависимости от нозологии.Но надо признать что интаксикационные воздейст-вия на ЦНС наблюдаются лишь в случаях отдельных соматических заболева-ний, тяжелых формах болезни специфическими для клиники внутренних бо-лезней не являются.Основной же формой соматического заб-я на психику ч-ка является психогения-тяжелая психическая реакция личности на болезнь и ее последствия.А дальше возникают проблемы:формирование внутренней картины болезни рпи различных соматических заб-ях,влияние(изменение) нарушение личности,преодоление псих-их нарушений,реабилитация сома-тических б-х и др.Следует остановиться т.ж. на обном важном механизме взаимоотношений между психикой и сомом так называемом механизме «замкнутого круга».Сущность проявления этого механизма заключается в том,что нарушения возникают первоначально,скажем в соматической сфере (но возможно и в психической)вызывает психопатологические реакции,а последние являются причиной дальнейших соматических нарушений.Тесно и причудливо переплетаются соматические факторы в генезисе скрытых патогенных депрессий,единый симптокомплекс которых включает в себя переплетение психических и псевдосаматических нарушений.Повидиму механизм замкнутого круга следует признать универсальным для психосама-тических взаимовлияний разного типа.Расмотрение психических изменений у б-х хроническими соматическими заб0ми проводим,опираясь  на сложив-шиеся в советской психологии представления о закономерностях развития психики в норме.Тяжелое хроническое самотическое заболевание существен-но изменяет прежде всего всю соц-ю ситуацию развития ч-ка.Он изменяет уровень его психических возможностей осуществления деят-ти,ведет к огра-ничению круга контактов окружающей средой,часто приводит к ограни-чению его деят-ти в целом.1)изменение биологических условий протекания деят-ти это сказывается на динамики деят-ти,выносливости ч-ка к нагрузкам (физическим и психическим,устойчивости энергетического потенциала деят-ти. 2)ч-к вступает в новую жизненную ситуации. Уже сформированным в предшествующие периоды особенностям психической организации, опреде-ленным уровнем преморбидных познавательных возможностей, мотивацион-ной структурой личности.Б-знь может изменить все перспективы человече-ской жизни, характер ее ориентации на будущее. 3)Социальные последствия болезни:изменение профессионального и семейного статуса.Все это ведет к активно йвнутренней работе самого б-го,вследствии которой формируется внутренняя позиция ч-ка,содержание и динамика которой отражают основ-ные смысловые изменения в структуре личности.Новая социальная ситуация может стать источником формирования у ч-ка как психологически позитивных (компенсоторные и приспособительные проявления) инегатив-ных черт психики и тенденций к оскуднению и обеднению всего психическо-о облика.Последнее квалифицируется в понятиях невротического, психопа-добного патохарактерологического развития б-го.

В-33.Теоретические принципы восстановления высших психических функций. ВПФ-это психические системы,которые создаются путем надстрой-ки новых образований над старыми с сохранением старух образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого.

Правильно разработанные научные принципы-основа эффективного восстановления ВПФ.Эти принципы условно делят на:1.Психофизиоло-гические 2)Психологические 3)Психолого-педагогические.

Психофизиологические принципы.А)Принцип квалификации дефекта. Б)Принцип использования сохранных анализаторных систем(афферентаций) в качестве опоры обучения. В)Создание новых функциональных систем, включающих в работу новые звенья на основе других афферентаций,не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функ-ции. Г)Принцип опоры на разные уровни организации псих-х функций,в том числе и речи. Д)Принцип контроля (Введен Лурией,Н.А.Бернштейном и П.К.А.нохиным).Исходит из положения,что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние исполненного действия с исходным намереньем и своевременную коррекцию допускаемых ошибок.

Психологические принципы. А)Принцип учета личности б-го. Б)Опора на сохранные психические функции,взаимодействующие с пострадавшей. В)Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятель-ности б-го. Е),Принцип программированного обучения.Он является одним из способов реализации Д-принципа. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------