Участок экипировки оборотного локомотивного депо. Сливоналивные сооружения. Резервуарный парк дизельного топлива и масел, страница 3

Для отвода от резервуара поверхностных вод (от дождя, таяния снега и др.) устраиваются отводные канавы в сторону водостоков.

Чтобы стальные вертикальные цилиндрические резервуары эксплуатировались нормально, они должны быть оснащены так называемым обслуживающим оборудованием. На резервуарах для дизтоплива устанавливаются: люк световой, люк-лаз, люк замерный, прибор для замера уровня топлива, патрубок приемораздаточный, предохранительные клапана.

Люк-лаз (рисунок      ) необходим для доступа в резервуар при осмотре, ремонте или очистке, а также для вентиляции его. Устанавливается он со стороны, диаметрально противоположной световому люку. На резервуарах емкостью 2000м3 и выше устанавливается по два люка-лаза. Чтобы при постановке люка-лаза не уменьшалась прочность нижнего пояса резервуара, он крепится к корпусу с усиливающим воротником 1 толщиной 6мм. Ось люка-лаза располагается на высоте 700мм от поверхности днища и на расстоянии не менее 1500мм от вертикального шва пояса. Перед постановкой люк-лаз подвергается испытанию на герметичность; для этого в него наливают керосин, предварительно обмазав мелом сварные швы. Если швы не будут отпотевать, то люк пригоден к установке.

1 - воротник; 2 - стенка резервуара

Рис. 61. Люк-лаз:

Люк-лаз ставится на прокладке из тряпичного прессованного картона толщиной 3-4мм. При хранении в резервуаре масел и мазута прокладка замачивается в горячей воде, проваривается в жидком клее и ставится на место на густом клее. Если же в резервуарах хранятся светлые нефтепродукты, прокладка проваривается в смеси клея и глицерина (в равных долях), вымачивается в квасцах и натирается графитом.

Приемо-раздаточный патрубок (рисунок      ) состоит из корпуса 1, фланцев 2 и 3 и усиливающего воротника 4. С внутренней стороны резервуара на приемо-раздаточном патрубке устанавливается хлопушка, а с наружной - коренная задвижка. Корпус патрубка изготовляется из стальных бесшовных труб толщиной стенок для патрубка D = 150мм — 5мм, D = 200мм — 6мм. Размеры, указанные на рисунке, относятся к патрубку диаметром 200мм.

Рис. 62. Приемо-раздаточный патрубок

Перепускное устройство (рисунок       ) служит для перепускания нефтепродукта в корпус приемо-раздаточного патрубка, под хлопушку для ее разгрузки и облегчения открытия. Перепускное устройство устанавливается на приемо-раздаточных патрубках диаметром свыше 80мм и при высоте резервуара более 6м. Оно состоит из стальной бесшовной трубы внутренним диаметром 25мм, фланцев и фланцевого вентиля. Перепускная труба может входить внутрь резервуара не более чем на 10мм, а внутрь приемо-раздаточного патрубка не более чем на 3мм. Перед постановкой труба и вентиль испытываются на плотность наливом керосина.

Рис. 63. Перепускное устройство

Хлопушка чугунная(рисунок      ) предохраняет от потерь нефтепродукты в случае порчи или неплотности коренной задвижки или приемо-раздаточного трубопровода. Корпус хлопушки 1 крепится болтами внутри резервуара к фланцу приемо-раздаточного патрубка на паронитовой прокладке. С другой стороны к фланцу прилегает крышка 2, прикрепленная к рычагу 3, перемещающемуся на оси 4 шарнира. Проушины 5 шарнира представляют одно целое с корпусом хлопушки. Шарнирное соединение хлопушки должно работать свободно, без заедания. Для подъема и опускания хлопушки служит трос диаметром 5-6мм, надежно прикрепленный к петле 6 рычага хлопушки: один отрезок троса идет на барабан бокового управления хлопушки, а другой, более длинный, крепится к световому люку на кровле резервуара и является запасным на случай порчи бокового управления хлопушкой.

До установки хлопушки на место проверяют плотность прилегания крышки к торцовой части корпуса. Для этого на кромку торцовой части корпуса наносят тонкий слой краски, после чего крышку медленно, без удара, закрывают. Если на поверхности крышки получается равномерный отпечаток кромки торцовой части, то такую хлопушку можно устанавливать на место.