Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 9

(Также в произведениях Шукшина)Используются так называемые параллельные формы, слова, которые жители деревни произносят «на свой манер»: «А я вас счас буду убива-ать» (Беспалый, 279), «Когда любют, то стыдятся» («Критики»,11), «Да ты что, Егор, – говорил он мужику, – да рази можно сравнивать?! Вот дак раз!» (Осенью, 289). Все эти особенности используются, как для речевой характеристики персонажа, так и для выявления особых черт в характере того или иного героя. Так, например, в рассказе «Беспалый» мать Сергея использует в своей речи слово, которое она не знает, как произносится: «А ты, как… не знаю, как ксплотаторша какая: заездила мужика» («Беспалый», 275)(а зачем она его использует?).

Словообразовательные особенности также активно используются Шукшиным и проявляются в наличии специфических суффиксов и приставок. Прежде всего, характерны слова с суффиксами субъективной оценки: маленько, бровки, миленький, здоровенный и т.д. Продуктивны? и существительные с разговорной окраской женского рода при литературно-нейтральных формах мужского рода: продавщица, бухгалтерша, эксплуататорша и др. Все эти слова используются по большей части в (диалогах)речи персонажей, ведь непосредственность общения исключает возможность предварительного обдумывания, а потому устная речь жителей деревни полна непринужденных форм общения: эти качества делают речь всех персонажей эмоциональней и выразительней.

Еще более важную роль играют синтаксические особенности разговорного стиля речи, всецело подчиненные непринужденности и непосредственности речевого общения. Характерной чертой разговорного стиля является наличие уже готовых речевых формул и автоматизированность их употребления. «Синтаксис разговорной речи имеет свою систему норм и не представляет собою безбрежного моря произвольно и каждый раз по-новому складывающихся образований»[6].

В произведениях Шукшина представлены многие (элементы)особенности разговорного русского синтаксиса. Это, в первую очередь, обилие вопросительных и восклицательных предложений: «Я те к примеру! Ты слушай сюда!..» («Танцующий Шива», 282), «Чего их смотреть? Какой размер нужен?» («Сапожки», 134). Широко используется также парцелляция: «Старик даже подумал: не вернуться ли да не сказать ей, что не надо никакой ее помощи, сам как-нибудь управлюсь. Даже остановился и постоял. И решил, что – ладно, черт с ней, пусть поговорит» («Бессовестные», 145). Вопросно-ответные конструкции связаны с самим построением произведений Шукшина, в которых главным является диалог: «А ты меня спрашиваешь: чего я? Я-то ничего» («Бессовестные», 144). Все эти синтаксические особенности выражают экстралингвистические факторы разговорного стиля речи: неофициальность и непринужденность общения, непосредственное участие говорящих в разговоре, спонтанность речи и ее неподготовленность и т. д. Именно поэтому разговорная речь характеризуется обилием застывших конструкций, неполнотой грамматического состава предложения, расчлененностью речевой цепи, вопросно-ответных построением, инверсированием(а как ты так бросаешь без примеров-расчлененность цепи, неполнота?).