Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 18

В вопросительных предложениях при перемещении вопросительного слова с начала предложения в его середину (нередко между подлежащим и сказуемым) оно, оставаясь частью ремы, оказывается информативным и интонационным центром предложения. «О-о! – удивился Петька (дед редко пил). – Ты чего это?» («Критики», 13), «Ого-го! – воскликнул Ермолай, широко улыбаясь. – Ты чего это, дядя Тимофей? А?» («Критики», 15), «Вы как попали-то? Ранены были?» («Экзамен», 6), «Деревня своя вспомнилась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?» («Экзамен», 6), «Колька, ты зачем это?» («Крепкий мужик», 179). В (приведенных)данных примерах видно, что перемещение вопросительного слова с традиционной в книжном литературном языке начальной позиции, придает ему особую экспрессию и выразительность, и теперь на него падает логическое ударение всего предложения.

Вопросительное слово может оказаться и в конце предложения. Такие случаи встречаются в рассказах Шукшина по большей части в эллиптических предложениях, где подлежащее выражено местоимением (личным или указательным), обозначающим то, что известно из ситуации общения, и входящим в тему предложения???. «Это где («Выбираю деревню на жительство», 268), «Ну, парень! – воскликнул Егор. – Ты что («Как зайка летал на воздушных шариках», 203). Но есть случаи, где вопросительное местоимение вынесено в конец и не в эллиптическом предложении: «Ну, а обзывался-то зачем? Матерился-то зачем ( «Мой зять украл машину дров», 257). В данных(ом) примерах(ре) мы также видим смещение вопросительного слова с его начальной позиции, как и в предыдущих примерах. Но здесь из-за того, что предложения являются нераспространенными, вопросительное слово занимает позицию абсолютного конца.

Закон выдвижения информативно важного может оказывать влияние и на расположение членов группы сказуемого-ремы в местоименном вопросительном предложении с нормальным(обычным) расположением вопросительного слова, приводя к инверсии компонентов словосочетания, составляющих группы сказуемого. Основная модель инверсивного расположении(я) компонентов словосочетания – препозиция прямого дополнения. Происходит перестановка компонентов в реме, прямое дополнение становится перед сказуемым, являясь частью комплексной ремы, содержащей интонационный центр и выражающей наиболее информативно важное в реме: «А почему об этом никто не знает?» («Миль пардон, мадам!», 89).