Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 3

Основные функции разговорной речи в художественном произведении сводятся к функции стилизации и оценки.

Разговорная речь используется для реалистического изображения быта определенной социальной среды, для передачи манеры простой, непринужденной речи. Он также является замечательным средством речевой характеристики.

Как писатель нравственного и философского поиска В.М. Шукшин своеобразен в использовании различных языковых средств, содержащих в своем значении экспрессивность и оценочный компонент. Он активно вводит разговорные и просторечные формы, тропы и фигуры речи, которые вместе с лексическими средствами несут ярко выраженную положительную или отрицательную коннотацию.


Глава 1. Идиостиль Василия Шукшина

§ 1.1.(эту точку не надо ставить-по госту) Поэтика произведений В. Шукшина

Проза Василия Макаровича Шукшина – особое явление в русской литературе 60-70-х годов. На фоне других представителей «деревенской» прозы произведения Шукшина существенно выделяются. Если у В. Белова, А. Солженицына, С. Залыгина, В. Распутина, писателей-деревенщиков, двуголосое сказовое слово было однонаправленным, монологичным и художественно-условным, то на фоне всего этого условного сказа «устный рассказ» Шукшина ощущался как необработанное, непрофессиональное, натуральное слово. Но именно это и помогает его рассказам быть самыми настоящими, самыми правдоподобными. В своих произведениях Шукшин исследует не только русский национальный характер, складывающийся на протяжении столетий, но и изменения в нем, связанные с бурными переменами XX века.

Важно иметь в виду, что герои произведений Василия Шукшина – сельские жители. Писатель погружен в быт, житейские заботы своих героев,(. Он) внимательно изучает внутренний мир совсем не простого «человека из народа». Автор всегда рядом и вместе со своими героями. Он – «свой», из их среды (- так автор ощущает….). Именно таким автор ощущает себя в своих произведениях. Ведь Шукшин сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края в семье крестьян, поэтому он знает деревенскую жизнь изнутри, в деталях. И тогда нет ничего удивительного в том, что герои его рассказов предстают перед нами настолько живыми, настолько настоящими, что порой кажется, что Шукшин не выдумал своих героев, а просто взял их из жизни. Именно поэтому его герои непосредственные, порой даже непредсказуемые: то подвиг совершат, то из лагеря сбегут за три месяца до окончания срока.(<- А инверсия тут задумана?)Герои писателя импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком. Так, главный герой рассказа «Беспалый», Серега Безменов, отрубил себе два пальца потому, что узнал об измене жены. Но не смотря на это он ее все равно любит(продолжал ее любить), и самое главное – он ее простил. Герои Шукшина могут даже покончить с собой, потому что они не выдерживают оскорблений, унижений и обиды (рассказы «Сураз», «Жена мужа в Париж провожала» и др.). Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости. Ведь только счастья и любви хотел Филипп Тюрин с любимой Марьей, а из-за «глупого» упорства все пошло наперекосяк(может в кавычках – это же разговорное слово), что у него, что у нее (рассказ «Осенью»). Много в рассказах Шукшина и героев-«чудиков», людей «не от мира сего» (прежде всего, рассказ «Чудик»), но в каждом из них и автор, и читатель, находят то, что близко ему самому(я не уверена, но, по крайней мере не звучит).