Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 23

В качестве вынесенной в начало высказывания некомплексной ремы может выступать и простое глагольное сказуемое. «Пошла ты!..» («Миль пардон, мадам!», 92), «Оттянул он его!..» («Срезал», 171), «Да иди ты!..» («Беспалый», 274). Герои в данных ситуациях говорят с повышенной эмоциональностью, что и позволяет им вынести глагол-сказуемое в абсолютное начало предложения. Перемежающийся характер диалогического общения ставит перед собеседником задачу быстрого реагирования на реплику-стимул, в связи с чем(не знаю, нужен знак или нет) формирование и вербальное выражение мысли осуществляется почти одновременно с передачей ее собеседнику. Необходимость сразу же отреагировать на предыдущее высказывание и отсутствие времени на обдумывание могут являться причиной построения реплик-реакций способом соположения.

Экспрессивные высказывания со значением отрицания нередко представляют собой свойственные устной разговорной речи устойчивые синтаксические структуры с вынесением информативно важного – отрицательного слова – из состава предиката, с повтором части реплики-стимула и фиксированным порядком слов: «Это не в том дело. – Ничего себе не в том!» («Критики», 11). В примере видно, что здесь информативно важное вынесено в абсолютное начало предложения??? связано не с целью особого выделения, а для контактной связи с соотносимым словом предшествующего предложения. К тому же тема данного предложения уже была продублирована: «не в том».

В предложениях с комплексной ремой рема может быть вынесена не полностью, а частично. Одна часть ее занимает свое обычное место, а другую говорящий выносит на первый план, считая нужным обратить на нее особое внимание. Из состава комплексной ремы-группы сказуемого как информативно важное может выноситься на первое место прямое дополнение, приобретающее особенную информативную значимость как обозначение объекта действия в предложениях с побудительным значением, что усиливает конкретный смысл побуждения, отражая тесную связь живой разговорной речи с ситуацией общения. «Вас обманешь!» («Танцующий шива», 282), «Да твоя-то работатвою-то работу рази можно сравнить с мужниной, матушка!» («Беспалый», 275). В последнем примере, экспрессия возникает и за счет вынесение(я) прямого дополнения в абсолютное начало, и за счет его повтора.