Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе на примере рассказов В. Шукшина, страница 19

Частотно также выдвижение в препозицию сравнительного оборота: «Чего как пес побитый плетешься? Опять!..» («Миль пардон, мадам!», 92), «Чего эт ты, как…голый зад при луне, светисся?» («Микроскоп», 101). В таких предложениях акцент ставится именно на сравнительных оборотах, которые являются логическим и информационным центром предложений. Их экспрессивность выражается как в препозиции оборота, так и в их семантике: они выступают здесь как бранная лексика(имеют негативную коннотацию).

Вопросительные предложения без вопросительного слова, выступающие в роли реплик-стимулов в исследованных диалогах прозы Шукшина, являются распространенными. Они имеют комплексную рему. Основная особенность таких предложений, в которых информативно важное выносится на первый план – препозиция части ремы, что связано с дистантным расположением компонентов словосочетания (порядок следования главных членов предложения сохраняется). Одновременно в оставшейся на своем месте части комплексной ремы может наблюдаться необычный порядок слов на уровне словосочетания: наиболее информативно важный компонент продвигается вперед: «Вопросов ко мне нет («Экзамен», 3), «А где шибко-то болит («Как помирал старик», 36), «Анекдот, что ли, рассказать какой-нибудь» («Хахаль», 115). Как видно из примеров, (частотен) необычный порядок слов частотен на уровне словосочетания в простых, распространенных одним-двумя членами,(запятой не надо) предложениях. Сообщение в первую очередь того, что является наиболее важным в данной ситуации – вот главная причина необычного порядка слов.

В вопросительных предложениях без вопросительного слова с объективным порядком слов (тема-рема) и прямым порядком слов на синтаксическом уровне закон выдвижения информативно важного влияет лишь на расположение компонентов комплексной ремы: наиболее информативно важный компонент стремится занять положение ближе к началу предложения, в результате чего в словосочетании нарушается обычный порядок слов: «Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп» («Микроскоп», 105), «Вам премию выдавали?» («Микроскоп», 105), «У тебя три рубля есть? До получки…» («Микроскоп», 106), «В люди хотели выйти? Да?» («Экзамен», 4). На этих примерах(с помощью) можно выделить и еще одну закономерность, которая частотна в репликах-стимулах, а именно: благодаря тому, что дополнение занимает препозицию по отношению к глаголу, то сам глагол из-за этого выносится в абсолютный конец, где на него падает логическое ударение. Хотя все же это и не является правилом: глагол может и не занимать позицию абсолютного конца: «Ты с ученым спала когда-нибудь?» («Микроскоп», 103), «Может, пиво в ларьке пил с алкоголиками?.. Вспомни» («Микроскоп», 100). Тогда,  когда глагол-сказуемое не выносится в абсолютный конец предложения, мы видим, что логическое ударение переходит на другой член предложения. Например, в первом предложении важно сделать акцент на наречии «когда-нибудь», а не на самом действии. Во втором примере – на то, с кем он пил пиво, а не просто указать на факт «питья пива».