Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 6


6.  Бывало ли когда-нибудь, что вам хотелось побыть в одиночестве?

7.  Бывало ли, чтобы вы не считали себя самым умным?

Стратегия IV. Еще один способ работы с таким обобщением заключается в том, чтобы попросить клиента, представить себе ситуацию, которая противоречила бы его обобщению.

Например:

-  Никто совершенно не обращает на меня внимания

-  Можете ли вы представить ситуацию, в которой кто-нибудь обратил бы на вас внимание'7

Или:

-  Никому нельзя верить.

-  Можете ли вы представить себе ситуацию, в которой смогли бы поверить кому-нибудь?

Упражнение 7.

Прочитайте предложения и попросите представить себе ситуацию, противоречащую обобщению.

1.  Все вокруг только и думают, как бы меня обмануть.

2.  Никто не любит меня.

3.  Каждый стремится быть лучше.

4.  Все понимают, как надо жить.

5.  Никогда нельзя нарушать правила поведения.

6.  Никто не хочет оказаться в одиночестве.

7.  Всякий думает, что он умнее всех.

Примерные варианты ответов:

1.  Можете ли вы придумать ситуацию, в которой кто-то не хочет вас обманывать?

2.  Можете ли вы представить себе, что кто-то любит вас?

3.  Можете ли вы представить, что кто-то не стремится быть лучше?

4.  Можете ли вы представить человека, который не знает, как надо жить??

5.  Можете ли вы представить, что вы нарушили правила поведения??

6.  Можете ли вы представить, что вам захочется побыть в одиночестве??

7.  Можете ли вы представить себе ситуацию, когда вы не кажитесь себе самым умным?

Если клиент сумел вспомнить или придумать ситуацию, которая противоречит его обобщению, можно спросить, что мешает ему делать воображаемое реальным.

Если клиент не сумел вспомнить или придумать такую ситуацию, можно вспомнить собственное переживание, которое настолько распространено, что клиент возможно тоже располагает таким опытом. Можно спросить, не противоречит ли этот опыт его обобщению.

Например:

- Никому нельзя верить.

- Ходили ли вы когда-нибудь к врачу, летали на самолете, ездили на автобусе? Верили ли вы тогда врачу, летчику, водителю?

Если клиент соглашается с этим опытом, можно приступить к исследованию различий.


10


11

Упражнение 8.

Предложите к каждому предложению вариант, противоречащий обобщению

1  Все вокруг только и думают, как бы меня обмануть

2  Никто не любит меня

3  Каждый стремится быть лучше

4  Все понимают, как надо жить

5  Никогда нельзя нарушать правила поведения.

6  Никто не хочет оказаться в одиночестве.

7  Всякий думает, что он умнее всех.

Примерные варианты ответов: 1.  Приходилось   ли   вам  ходить к врачу,  сдавать  веши  в  камеру  хранения? Пытался ли вас обмануть врач ? Служитель камеры хранения?                                      2. У вас есть родители? Ваша мать тоже не любит вас?

3  Вы читаете уголовную хронику? Преступники тоже стремятся быть лучше?

4  Вы встречались с маленькими детьми? Они тоже понимают как надо жить?

5  У вас есть знакомы учителя, врачи или продавцы? Как вы думаете, они хотят иногда оказаться в одиночестве?

6.   Вам   приходилось   сдавать   экзамены?   Как   вы   думаете,   студент   перед экзаменом тоже считает себя умнее всех?

Не вполне конкретные глаголы

Обобщение может быть связано не только с подлежащим в предложении, но и со сказуемым, выраженным глаголом.

Глаголы, которые определяют действие, процесс, могут иметь разную степень определенности, конкретности

Например

- Моя мать обижает меня.

- Моя сестра пнула меня.

- Подруга коснулась губами моей щеки

В первом предложении представленный образ совершенно неконкретен. Известно, что мать что-то сделала с говорящим Она могла нанести обиду кулаками, словом или жестом. Что в действительности сделала мать, неизвестно.