Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 5


конкретизировать их, сообщить им референтный индекс Кроме того, есть еще несколько способов работы с обобщениями, образованными с помощью универсальных критериев количества.

Стратегия I. Если клиент произнес предложение, в котором присутствует универсальный квантор (т.е. предложение с обобщением), можно усомниться в нем Для этого задается вопрос, в котором используются дополнительно другие универсальные кванторы, и это позволяет преувеличить обобщение. Иными словами, своим вопросом надо довести ситуацию, о которой рассказал клиент, до максимальной величины, до абсурда

Например

- НИКТО совершенно не обращает на меня внимания

- Утверждаете ли вы, что НИКТО НИКОГДА совершенно не обращает на вас внимания

Или

- НИКОМУ нельзя верить

- Значит ли это. что НИКТО не может и не должен верить НИКОМУ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬТСВАХ?

Упражнение 4.

Прочитайте следующие предложения Найдите в них универсальные критерии количества Постройте к каждому предложению вопрос, который позволил бы усомниться в обобщении путем его преувеличения

1. Все вокруг только и думают, как бы меня обмануть.

2  Никто не любит меня

3  Каждый стремится быть лучше.

4  Все понимают, как надо жить.

5  Никогда нельзя нарушать правила поведения 6. Никто не хочет оказаться в одиночестве

7  Всякий думает, что он умнее всех

Примерные варианты вопросов

1 Вы хотите сказать, что абсолютно все всегда думают только о том, как вас обмануть?

2. Значит ли это. что никто-никто, ни одна живая душа не любит вас?

3  Вы утверждаете, что все всегда стремятся быть лучше?

4  Означает ли это, что все люди вокруг вас, абсолютно каждый, и дети, понимают очень хорошо, как надо жить?

5  Вы хотите сказать, что никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не должен нарушать правила поведения?

6. Вы утверждаете, что никто, никогда, что бы ни случилось, не хочет оказаться в одиночестве?

7 Вы имеете в виду, что абсолютно все всегда считают себя самыми умными?

Стратегия П. Очень действенный способ работы с обобщениями такого рода состоит в том, чтобы найти противоречие обобщению клиента в самом процессе общения с ним.

Например

- Никто совершенно не обращает на меня внимания?

- Считаете ли вы, что и я в данный момент не обращаю на вас внимания?

Или


8


- Никому нельзя верить

- Верите ли вы мне сейчас в этой ситуации?

Упражнение 5.

Прочитайте следующие предложения. Найдите универсальные критерии количества В тех случаях, когда это возможно, постройте вопрос, который показал бы противоречие между высказыванием клиента и реальной ситуацией

1  Все вокруг только и думают, как бы меня обмануть

2  Никто не любит меня

3  Каждый стремится быть лучше

4  Все понимают, как надо жить.

5  Никогда нельзя нарушать правила поведения

6  Никто не хочет оказаться в одиночестве

7  Всякий думает, что он умнее всех

Примерные варианты ответов:

1  Считаете ли вы, что и я сейчас думаю именно о том, как бы вас обмануть?

3 Думаете ли вы, что я сейчас тоже хочу быть лучше вас? 4. Вы считаете, что я не могу не знать, как надо жить?

7 Думаете ли вы, что я считаю себя умнее вас?

Стратегия III. Можно усомниться в верности обобщения, задав клиенту прямой вопрос, не случалось ли в его жизни ситуаций, противоречащих его собственному обобщению, попросить вспомнить его такие ситуации.

Например

- Никто совершенно не обращает на меня внимания.

- Бывало ли, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание?

Или

- Никому нельзя верить

- А у вас были ситуации, когда вы кому-либо поверили?

Упражнение 6.

К следующим предложениям постройте вопрос, содержащий просьбу вспомнить ситуации, противоречащие обобщению

1. Все вокруг только и думают, как бы меня обмануть

2 Никто не любит меня.

3. Каждый стремится быть лучше

4 Все понимают, как надо жить

5. Никогда нельзя нарушать правила поведения.

6  Никто не хочет оказаться в одиночестве.

7  Всякий думает, что он умнее всех

Примерные варианты ответов

1   Бывало ли, чтобы кто-то не пытался вас обмануть?  2. Было ли в вашей жизни, чтобы кто-то любил вас?

3  Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые не хотели быть лучше вас?

4.  Встречали ли вы людей, которые не знали бы, как надо жить?

5.  Приходилось ли вам когда-нибудь, хотя бы однажды, нарушить правила поведения?


9