Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 4

Имя существительное (местоимение), как учили нас в школе, обозначает предмет (либо указывает на него) и отвечает на вопрос кто, что. Фактически, имя существительное - это этикетка, ярлычок, которым мы обозначаем каждый из огромного множества окружающих нас предметов. Некоторые имена существительные вполне конкретны и обозначают вполне определенные предметы, например: мой пес, большие ножницы, Анна Петровна Ивановская и т.д. Другие менее конкретны, собирательны и обозначают целый класс предметов, сходных по какому-нибудь признаку, например: люди, овощи, мебель и т.д. Всякий раз, когда мы используем такие неконкретные имена существительные в своей речи, мы обобщаем свой опыт Совсем неплохо уметь обобщать, но иногда такое обобщение влечет за собой определенные трудности И для того, чтобы с этими трудностями справиться, очень полезно вернуться от неконкретных, собирательных имен существительных к конкретному, обозначающему какую-нибудь конкретную вещь или конкретного человека Тогда и трудность становится конкретной, понятной и с ней можно конкретно справиться. В практике нейро-лингвистического программирования именные аргументы (имена существительные, местоимения или именные словосочетания), указывающие на конкретные предметы или людей называются референтным индексом. Использование неконкретных, без референтного индекса или с неопределенным референтным индексом именных аргументов является нарушением мета-модели, отражающим обобщение.

Для того, чтобы определить, присутствуют ли у другого человека (клиента) обобщения, связанные с именами существительными, можно использовать следующую процедуру:

1.  Выслушайте предложение клиента и  найдите  в  нем  имя  существительное (именное словосочетание).

2. Ответьте на вопрос: обозначает ли оно какого-либо конкретного человека или конкретную вещь (имеет ли референтный индекс). Если это слово или словосочетание не имеет референтного индекса, значит мы имеем дело с обобщением.

Упражнение I.

Определите, есть ли референтный индекс у следующих слов и словосочетаний

1. Роман Пушкина "Евгений Онегин"; 2. компьютер, за которым я работаю; 3. эта вещь; 4. многие люди; 5. мелочи; 6 мой старший сын; 7. мальчик; 8. коммерсанты; 9. Сева Лобов; 10. интеллигенция;


11/   юрист Самойлов; 12. никто; 13 сложные чувства.

Ответы: 1,2,6,9,11 - есть референтный индекс; 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13 - нет референтного индекса.

Упражнение 2.

В следующих предложения найдите имена существительные (именные словосочетания) или местоимения. Попытайтесь определить, имеют ли эти слова референтный индекс. Если вы нашли слово или именное словосочетание без референтного индекса, задайте вопрос так, чтобы восстановить его.

1.  Никто не обращает на меня внимание.

2.  Я всегда избегаю дурацких положений.

3.  Вчера я встретилась со своей свекровью

4.  Каждый должен уважать чувства других людей.

5 Не будем вникать в мелочи.

6.  Эта комната вызывает определенные чувства.

7.  Каждый чувствует что-нибудь похожее.

Ответы:

1.  Никто - не имеет референтного индекса.

2.  Дурацкие положения - нет референтного индекса.

3.  Индекс есть у всех имен существительных.

4.  Каждый, чувства, другие люди - нет референтного индекса.

5.  Мелочи - нет референтного индекса.

6 Определенные чувства - нет референтного индекса.

7. Каждый, что-нибудь похожее - нет референтного индекса.

После того, как вы обнаружили слова и словосочетания без референтных индексов, к ним можно поставить вопрос.

Для того, чтобы клиент сообщил отсутствующий референтный индекс, можно использовать два вопроса:

- Кто именно (конкретно)?

- Что именно (конкретно)?

Примерные варианты вопросов:

1.  Кто именно не обращает на вас внимания?

2.  Каких именно положений вы избегаете?

3.  Кто конкретно? Какие именно чувства? Каких именно людей?

4.  Какие конкретно чувства?

5.  Какие конкретно мелочи?

6.  Кто конкретно? Что именно чувствует?

Универсальные критерии количества

Существует еще один класс слов, которые сигнализируют нам об обобщении. Это - универсальные критерии количества (кванторы): все. каждый, никто, всегда, никогда и т.п. Универсальные критерии количества и словосочетания, включающие их, не имеют референтных индексов. С ними можно работать тем же способом, что и с прочими словами, не имеющими референтного индекса, т.е. просить клиента