Повышение конкурентоспособности продукции ЗАО “Технопарк ЛТА”, страница 26


Одна и та же характеристика продукции с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.2 – взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности

Фактор (причина)

Критерий (следствие)

Производственный:

- имидж предприятия

- сертифицированная система качества

- применение защитных мер по предупреждению фальсификации

  1. имидж продукуции
  2. уровень качества:

2.1  стабильность уровня

  1. подлинность товара

Сбытовой:

- количество посредников

  1. цена потребления продукции:

4.1  цена продукции

4.2  текущие затраты

Сервисный:

- продолжительность гарантийного срока

Рыночный:

- рыночная новизна

5. потребительская новизна

При оценке конкурентоспособности следует опираться на определенные исходные положения и принципы. Следование этим принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки. Основными принципами оценки конкурентоспособности являются:

1)  оценка с позиции определенного субъекта рынка: изготовителя, продавца, потребителя;

2)  ориентация на определенный сегмент рынка;

3)  соответствие требованиям технического законодательства, нормативных и юридических документов;

4)  ориентация на определенный тип рынка (внешний, внутренний);

5)  упреждение двойного счета (изменение ряда критериев отражается как на полезности, так и на стоимости продукции или услуги. Например, повышение уровня надежности, с одной стороны, повышает стабильность уровня качества, с другой – цену потребления);

6)  формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований.


Оценка конкурентоспособности может осуществляться производителями продукции при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка или потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы с помощью разных  методов (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.3 – Классификация методов конкурентоспособности продукции

Признак классификации

Методы

1)  Используемый принцип

Органолептические, регистрационные, измерительные, экспериментальные, расчетные социологические, экспертные, статистические, аналитические, маркетинговые.

2)  Номенклатура критериев

1.  Прямые

2.  Косвенные

3)  Стадии оценки (исходя из жизненного цикла продукции)

1.  Применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции

2.  Применяемые на стадиях реализации и эксплуатеции

4)  Формы представления данных

1.  Графические

2.  Матричные

3.  Расчетные

4.  Комбинированные: расчетно-матричные, расчетно-графические

2.4. Порядок оценки конкурентоспособности продукции

Деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности продукции является базой бизнес-планирования субъекта предпринимательской деятельности.

Оценка конкурентоспособности продукции может проводиться в соответствие с алгоритмом, приведенным на рисунке 2.1.

Рассмотрим порядок оценки по укрупненной схеме: выбор номенклатуры критериев; выбор товаров-аналогов; оценка конкурентоспособности различными методами.

1. Выбор номенклатуры критериев. Чтобы продукция представляла интерес для покупателя, она должна обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими характеристиками. Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции позволяет оценить ее конкурентоспособность. Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».