Повышение конкурентоспособности продукции ЗАО “Технопарк ЛТА”, страница 24


2. Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Технопарк ЛТА»

2.1. Конкурентоспособность как экономическая категория

В экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным объектам. Однако данный термин, применительно к какому бы предмету он не рассматривался, означает способность данного предмета (потенциальную и / или реальную) выдерживать конкуренцию.

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по сравнению с аналогом-конкурентом. В этом определении заложены три отличительные признака: 1) пространственно-конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период – фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении.

На рисунке 2.1 представлена схема, характеризующая системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара.

Что же касается конкурентоспособности товара, то, как видно из схемы, важными характеристиками для ее определения выступают также конкурентоспособность других объектов.

Конкурентоспособность предложения товара на рынке, характеризующее организационно-коммерческие условия его реализации, к которым можно отнести способы продвижения продукции на рынке, условия контракта, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.п.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы), представляющая собой потенциальную возможность эффективной деятельности предприятия на рынке для достижения его конкурентных преимуществ;

Под конкурентоспособностью отрасли понимается степень ее готовности к конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках страны.


Рисунок 2.1 – Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность региона определяется способностью региона создавать условия для долгосрочного экономического роста предприятий и эффективного использования ресурсов с целью обеспечения качества жизни населения.

Конкурентоспособность страны может рассматриваться с позиции внутреннего и внешнего рынка. Различают глобальную конкурентоспособность страны на мировых рынках (международная конкурентоспособность), конкурентоспособность страны на национальном рынке (национальная конкурентоспособность).

Составляющие элементы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов конкуренции: ценовых и неценовых.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция базируется на отличительных особенностях товаров по сравнению с конкурентами.


Конкурентоспособность продукции является важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели и продавцы. Но как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя, поскольку из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребности.

2.2. Критерии конкурентоспособности продукции

В процессе покупки  потребитель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие превосходство данного товара (продукции) над аналогичном по значению товаром конкурента, находящегося на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара. А всякий производитель, для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого товара, должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей.

По виду удовлетворения потребностей критерии конкурентоспособности можно классифицировать следующим образом:

1.  уровень качества.