Восстановление малых мостов и труб, страница 3

Наивысший уровень воды  в реке называется историче­ским горизонтом высоких вод (сокращенно ВИГ).

Наи­больший уровень, встречающийся раз в 100 лет, носит на­звание горизонта высоких вод (ГВВ). Этот горизонт яв­ляется основным для расчета высоты и отверстия моста.

Наиболее низкий из постоянных уровней воды называется горизонтом меженных вод (ГМВ), а уровень воды, при котором по реке идет лед, -горизонтом ледохода  (ГЛ).

Трубы.

Трубой  называется сооружение, служащее для пропуска небольших водотоков, снеговых и ливневых вод под насыпью.

Труба (рис. 4) состоит из звеньев (секций), фундамен­тов и оголовков. Звенья, составляющие тело трубы, служат для пропуска вод под насыпью. Они опираются на фунда­мент, который передает усилия от звеньев и вышележащей насыпи на грунт. Оголовки служат для правильного при­ема, отвода и направления течения воды в трубе, а также для предохранения откосов насыпи от размыва и сполза­ния.

Трубы разделяются на различные виды в зависимости от характера работы, количества отверстий, материала, очертания, вида оголовков, срока службы и т.д.

В зависимости от характера работы трубы разделяются на безнапорные и напорные.

В безнапорных трубах вода протекает на неполную высоту отверстия, в напорных — по полному сечению отверстия.

По числу отверстий различают трубы одноочковые, двухочковые, трехочковые и т. д.

В зависимости от материала трубы разделяются на де­ревянные, каменные, бетонные, железобетонные, чугунные и стальные; преимущественное распространение имеют ка­менные, бетонные и железобетонные трубы.

По очертанию трубы бывают круглые, прямоугольные, овоидальные, тре­угольные и др.

Оголовки труб различаются по своему очер­танию и бывают портальными, коридорными, раструбными, воротниковыми и др.

По сроку службы трубы, как и мосты, разделяются на капитальные, временные и краткосрочные.

 Рис. 4. Труба под ЖД насыпью

Тоннели.

Тоннелем   называется искусственное сооруже­ние, устраиваемое при проведении железной дороги под землей  (рис. 5).

В зависимости от своего расположения тоннели разделяются на горные, проходящие под горными массивами; под­водные, расположенные под реками, озерами, проливами; городские (метрополитены), прохо­дящие под городскими участками. Наибольшее распространение имеют горные тоннели.

Если тоннель прокла­дывается в твердых скаль­ных породах, то внутрен­няя поверхность его не укрепляется.     Если    же грунт угрожает обвалом, то поверхность тоннеля укреп­ляется каменной, бетонной, а иногда железобетонной или металлической обделкой. Верхняя часть обделки тоннеля называется сводом, боковые части — стенками, нижняя часть — подошвой или обратным сводом.

Рис. 5. Туннель

Особыми видами тоннелей являются   галереи. Они сооружаются в горах для ограждения железнодорожного пути от обвалов, каменной осыпи или лавин. По внешнему виду галереи напоминают тоннель, примыкающий к горе.

 Подпорные стенки.

Подпорной стенкой называется ис­кусственное сооружение, служащее для поддержания кру­тых откосов насыпи или выемки (рис. 6).

Подпорные стенки применяются в горных   местностях,   где   железная дорога проходит на крутых косогорах, в городах, а также на берегах рек, озер и морей, зашитая земляное полотно от размыва.

Подпорные стенки строятся из камня, бетона и железо­бетона.

Рис. 6. Подпорная стенка


Разработал:

начальник кафедры  СП

подполковник                      П. Палто

Организационно-методические указания

    При проведении занятия следует учесть, что основные сведения из теории студенты получили в курсе «Строительство железных дорог» и поэтому материал темы должен иметь практическую направленность, так как проектирование строительства и ремонта железных дорог будут одним из вопросов их практической деятельности по окончании ВУЗа.

    Иллюстрацию излагаемого материала необходимо производить, используя диапозитивы (слайды) и карточки (рисунки), перечисленные в разделе материального обеспечения. Дидактический материал пронумерован и расположен по занятиям и учебным вопросам в порядке изложения материала занятий.

Занятие: №  2           Вид занятия:  лекция  

Время: 2 часа

Цель занятия: Изучить конструкцию, основные элементы и технологическую последовательность восстановления малых мостов и труб.

Место проведения: специализированная аудитория  № 448.

Материально-техническое обеспечение:

диапроектор, слайды, макеты, плакаты

Литература:

4.  ВМ-67 «Восстановление железнодорожных мостов и труб» Москва 1969 г.

5.  НЖМ-56  Техническое описание.

6.  РЭМ-500  Техническое описание.

Учебные вопросы и распределение времени

Порядок проведения и учебные вопросы

Время

1

                                                                           2 

3

Вводная часть

Проверка наличия и внешнего вида студентов.

Краткий опрос по пройденной теме.

Объявление темы, цели и учебных вопросов, литературы для изучения.

Основная часть

1.Деревянные мосты.

2. Железобетонные мосты.

3. Низководные мосты и ледяные переправы.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Ответы на вопросы.

Задание на самоподготовку.

10 мин

75 мин

25

25

25

5 мин

Вопрос 1.  ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ

Общие сведения

Деревянными называются мосты, построенные целиком из дерева с использованием небольшого количества ме­талла для крепления и связей отдельных элементов моста между собой.

Для постройки деревянных мостов требуется значитель­но меньше времени, чем для постройки мостов из других материалов. Стоимость строительства их также в несколь­ко раз меньше, чем других мостов. Однако применение де­ревянных мостов в железнодорожном строительстве весь­ма ограничено из-за их существенных недостатков: