Восстановление малых мостов и труб, страница 5

На сооружение балочно-подкосных мостов расходуется меньше древесины, чем на сооружение балочно-эстакадных поэтому по стоимости они являются более выгодны­ми.  Однако балочно-подкосные мосты имеют большое ко­личество узлов со сложными сопряжениями (врубками) отдельных элементов. Изготовление таких врубок требует большой тщательности, так как неточная подгонка частей во врубках может привести к быстрому расстройству узлов моста и в дальнейшем к его разрушению. Неизбеж­ное затекание воды во врубки вызывает их загнивание.  Балочно-эстакадные мосты в значительной степени лишены этих недостатков. Благодаря простоте конструкции и преимуществу в эксплуатационном отношении они являются наиболее рациональным типом деревянных мостов.

Балочно-эстакадные мосты.

 Мосты балочно-эстакадной системы состоят из пролетных строений и опор. Пролетные строения представляют собой балки (прогоны), уложенные по одной под каждую рельсовую нить и скрепленные между собой поперечными связями в виде перекрещивающихся диагоналей; на прогонах уложено мостовое полотно.

Каждый прогон состоит из нескольких круглых бревен, отесанных на два канта, или из брусьев. Эти бревна рас­полагаются в два или три ряда, а по высоте — в один или два яруса. Между рядами бревен вставляются вертикаль­ные коротыши (отрезки бревен). Количество бревен в про­гоне и диаметр их зависят от величины пролетов и обра­щающейся нагрузки и определяются расчетом.

Между собой бревна прогонов соединяются горизон­тальными и вертикальными болтами. Вертикальные болты одновременно прикрепляют к прогонам мостовые попере­чины а горизонтальные болты — сжимы из брусьев, рас­положенные над опорами с внутренней стороны или с обеих сторон прогонов. К сжимам глухарями прикреп­ляются поперечные связи. Эти крепления придают всей конструкции достаточную жесткость.

Бревна прогонов имеют длину 6-8,5 м. Они стыкуются впритык. Стыки должны "быть расположены над опорами. При этом стыки отдельных бревен в пакете располагаются в разбежку таким образом, чтобы в одном сечении были расположены стыки не более 50% бревен прогона. Спла­чивание бревен  в стыках должно производиться без прозоров, с точной притеской. Над опорами, где стыкуются бревна нижнего яруса, под прогонами укладываются подбалки для обеспечения хорошего опирания концов этих бревен. Прогоны или подбалки опираются на насадки опор. Насадки скрепляются горизонтальными болтами со сжимами прогонов. Для предохранения от поперечного сдвига протонов или подбалок по насадке соединение их производится врубкой на глубину не более 3 см. Врубка делается в насадке. Насадки укладываются на сваи попе­рек моста и обеспечивают равномерную передачу нагруз­ки от прогонов на сваи опоры.

Непосредственно на прогоны укладывается мостовое полотно.

Опоры.

Опоры балочных мостов могут быть свайными, рамно-лежневыми или рамно-свайными. Наиболее экономичны­ми, простыми и надежными в эксплуатации являются свайные опоры; при сооружении деревянных балочных мостов они чаще всего и применяются.

Опоры этого типа при высоте их до 3 м состоят из ря­дов вертикальных свай, расположенных поперек моста. Эти сваи называются коренными. Обычно опора имеет че­тыре коренные сваи (по числу рядов бревен прогонов). Их диаметр и глубина забивки зависят от рода грунта, ве­личины пролетов и нагрузки и определяются расчетом, но во всех случаях сваи должны быть забиты на глубину не менее 4 м от поверхности грунта. При высоте опор более 3 м для увеличения их поперечной устойчивости в одном ряду с коренными сваями забивают откосные сваи и уста­навливают укосины, которые нижним концом врубаются в откосные, а верхним—в крайние в ряду ко­ренные сваи. Коренные сваи скрепляются между собой диагональными, а коренные и откосные сваи — горизон­тальными схватками. Схватки делаются из пластин и ста­вятся с обеих сторон опоры.

Поперечная устойчивость опоры может быть обеспече­на также наклонной забивкой крайних коренных свай, которые в этом случае будут расположены так, как распо­ложены крайние стойки рамно-лежневой опоры.

В тех случаях, когда забивка свай невозможна (на­пример, при скальных или каменистых грунтах), устраи­ваются рамно-лежневые опоры Опора та­кого типа представляет собой раму из двух вертикальных и двух наклонных стоек и из верхней и нижней   насадок. Нижняя насадка называется также подушкой. Стойки со­единяются между собой горизонтальными и наклонными (диагональными)   схватками.

Основанием для рамы служат коротыши (лежни) дли­ной 1,0 м, изготовляемые из бревен, шпал или брусьев. Коротыши укладываются группами под каждой стойкой ра­мы. Количество коротышей и площадь их постелей опре­деляются расчетом в зависимости от допускаемого давле­ния на грунт.

Для   установки    рамно-лежневой    опоры    отрывается траншея, глубина которой зависит от характера грунтов.

Вопрос 2.   Железобетонные мосты.

Железобетонные малые мосты в зависимости от местных условий могут применяться трех типов:

1.  свайно-эстакадные мосты с пролетами по 4,5—6,7 м  для насыпи высотой до 4 м;

2.  рамно-эстакадные мосты с опорами на подушках с пролетами по 4,5—6,7 м для насыпи высотой до 4 м;

3.  стоечно-эстакадные мосты со стойками из центрофугированных оболочек на подушках с пролетами по 11,5—15,9 м для насыпи высотой 4,5—6 м.

При радиусах кривых 300 м и более и высоте насыпи до 4 м опоры принимаются те же, что и на прямых участках. При высоте насыпи более 4 л и радиусах кривых менее 200 м опоры усиливаются в соответствии с указаниями типового проекта.

Мосты с желе­зобетонными свайными опорами (рис. 121) применяются во всех случаях, когда возмож­на забивка свай.

По типовому проекту железобетонная свай­ная промежуточная опора — плоская одно­рядная из четырех ти­повых железобетонных свай сечением 35Х Х35 см с железобетон­ным ростверком (насад­ками) по головам свай типовой конструкции. Глубина забивки свай  5—7 м. Береговая опо­ра состоит из двух та­ких плоских опор, по­верх ростверков кото­рых уложена типовая подферменная плита и шкафной блок.