Восстановление малых мостов и труб, страница 10

В послевоенный период железнодорожные войска оснащаются инвентарным наплавным мостом НЖМ-56, металлической эстакадой РЭМ-500, сборно-разборными стальными пролетными строениями и опорами, высокопроизводительными и мобильными копровыми и крановыми установками, лесопильными рамами, плавучими и консольными кранами.

На крупных учениях войск «Дельта» (1962г.), «Остров» (1964г.), «Разлив» (1967г.), «Волга» (1974г.), «Иртыш» (1976г.), «Щит-82», «Барьер-93», «Транзит-85», «Переход-93», «Рубеж-2000» прошли апробацию конструкции, техника, технология и организация мостовых восстановительных работ. На ряде учений достигнуты темпы 150…250 м моста/сут при средней трудоемкости 5…6 чел.дн/м моста.

Каждому периоду развития военного мостостроения соответствует определенный уровень теоретических разработок. Первым вкладом в теорию восстановления мостов можно считать проект разборного моста, выполненный инженерами Коломенского завода в 1968г.

Впоследствии проектировались и изготавливались сборно-разборные пролетные строения  под узкоколейную железную дорогу пролетами до 30м.

Опыт восстановления мостов в 1914-1921годах показал на необходимость всесторонней подготовки частей, техники и конструкций к применению в условиях войны.

В конце 30-х годов  пересмотрены взгляды на формирование специализированных частей, способы восстановления железнодорожных мостов и других искусственных сооружений, После войны с Финляндией осуществлено совершенствование организационно-штатной структуры железнодорожных частей, материального и технического оснащения войск. Большая заслуга в развитии теории военного мостостроения в этот период принадлежит профессорам Г.П.Передерию, Г.К.Евграфову, В.А.Гастеву, С.В.Завацкому. Вместе с тем войска недостаточно готовились к действиям в боевой обстановке. Анализ подготовки офицерского состава показывает, что основные вопросы были связаны с расчетно-теоретическим обоснованиям конструктивных и технологических решений. В то же время командный состав мало готовился по вопросам организации действий частей и органов управления, методам и приемам выработки решений, планированию работ, непосредственной подготовке войск к выполнению задач по штатному предназначению.

Сразу после войны благодаря трудам Завацкого С.В., Шошина Н.А.,КрыжановскогоВ.И., ЛукинаА.П., ФедоровскогоД.А., ШамелисаИ.М.,и других ученых издаются руководства, учебники, инструкции, основные технические требования и положение о восстановлении железнодорожных мостов, в которых обобщен опыт мостовых восстановительных работ в годы войны.

Революция в военном деле, обоснование очагово-барьерного характера разрушения железных дорог и искусственных сооружений на них обогатили теорию военного мостостроения. Развитию военного мостостроения в этот период способствовали труды ученых Угличинина А.П., Власова А.Д., Порошина Н.М., Крючкова Н.И., Шошина Н.А., Телова В.И., Васильева Г.К., Стуйт Л.А., Фиш В.М. и других исследователей.

Появление высокоточного оружия и основ его применения, опыт боевых действий в зоне Персидского залива, в Югославии (1999г.); других локальных войнах и конфликтах потребовали пересмотра теоретических воззрений на применение сил и средств для восстановления мостов в операциях.

В настоящее время особое внимание всего офицерского состава Железнодорожных войск Российской Федерации должно быть сосредоточено на организации действий частей и подразделений в условиях многократного воздействия противника на постоянные, восстанавливаемые и эксплуатируемые искусственные сооружения. Этой проблемой в последние десятилетия занимались и в последнее время занимаются ученые Григорьев Б.М., Матвеев А.В.,Федоров А.А., Никифоров А.Т., Найденов Ю.А., Макаров В.Ф., Августов Г.И., Самсаков М.А. и др.

Необходимо постоянно совершенствовать подготовку личного состава войск по вопросам живучести мостов и переправ, маскировки объектов и действий войск, выполнению задач и нормативов сокращенными расчетами, ведению работ на зараженной, задымленной местности, в зонах (районах) затопления и пожаров.

Вопрос 1. ОБЪЕМЫ И ХАРАКТЕР РАЗРУШЕНИЙ

МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ.

Поражение войск и объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории противоборствующих сторон является характерной чертой современных войн.

В соответствии с последними концепциями стран блока НАТО «глубокой изоляции района боевых действий» и « ударной (огневой) операции»цели войны могут достигаться в воздушных и морских операциях. т.е. без вторжения наземных войсковых группировок. При этом предусматривается широкое применение оружия с обычными взрывчатыми веществами. Вместе с тем нельзя исключить вероятность применения и ядерного оружия.

Опыт боевых действий ОВС НАТО в зоне Персидского залива и в Югославии подтверждает концепцию 60-х годов об очагово-барьерном характере разрушения железных дорог. Разрушению искусственных сооружений и нынче придается первостепенное значение. Так в апреле-мае 1999 года за 70 дней боевых действий ОВС НАТО в Югославии по 38 железнодорожным мостам, эстакадам и путепроводам произведено 53 удара ракетами и совершено 350 самолето-вылетов тактической и палубной авиациями. Количество ударов по одному объекту находилось в пределах от одного до четырех.

Анализ текущих и долгосрочных программ развития вооруженных сил НАТО показывает, что вероятный противник придает приоритетное значение созданию  и совершенствованию новых систем высокоточного оружия. На вооружении армий стран НАТО поступает ВТО второго поколения: перенацеливаемые и самоперенацеливающиеся в полете крылатые ракеты; крылатые ракеты увеличенной дальности полета (до 440км); управляемые авиационные ракеты «воздух-земля№ большой (до 800 км) дальности; новые баллистические ракеты; ударные беспилотные летательные аппараты, управляемые авиабомбы с дальностью планирования до 60, а в перспективе и до 80 км, и.д. Точность доставки боеприпасов к цели (КВО) достигает 3…10 м, а в перспективе составит 2…3 м. Боевые возможности авиации возрастут примерно в 3 раза. До 80% самолетов тактической авиации НАТО будут способны  поражать наземные цели, не входя в зону поражения систем ПВО. Расход высокоточных боеприпасов на поражение цели сокращается в десятки раз. Возросшую эффективность тактической авиации показывают сравнительные результаты применения авиационного оружия, представленные в табл.1.