Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 8

Самопровозглашенное правительство во главе с шейхом Али-Хаджи включало 11 человек. В её состав входили: Хаджи-Умар кади, сын Хамзала Али, Касум-Хаджи, сын Али-Хаджи, Ахмед-Хаджи, сын Баганда. Этим троим было поручено собрать повстанческое войско и приобрести нужные для него обмундирование и оружие. Ахмед-Хаджи был избран также секретарём шейх-уль-ислама Али-Хаджи. Начальником штаба войск был назначен Хаджи-Магомед. Членами штаба стали Магомед из с.Мекеги и Муртазаали из с.Какамахи Даргинского округа. Духовным наставником повстанцев во время боёв был назначен Кади Багамма-Хаджи из Усиша. Казначеем Временного правительства стал Зайнулабид из Тебекмахи. Главнокомандующим повстанческой армии был назначен Абдулла, сын шейх-уль-ислама. Другому сыну шейха, Магомеду, и мюриду Сулейману-Хаджи Махмудову была поручена организация связей с зарубежными странами и привлечение боеприпасов и провианта[25]. Правительство поставило главной целью защиту горцев Дагестана от казачьих набегов и причиняемых ими разорений. Население, относившееся отрицательно к Добровольческой армии Деникина, стало не только тяготеть к образовавшейся горской власти в горном Дагестане, но и по требованию шейх-уль-ислама предоставлять свои силы[26].

В эти же дни из Баку прибыли А.Тахо-Годи, Г.Далгат, Б.Шеболдаев, Д.Коркмасов и выразили желание участвовать совместно в антиденикин-ском восстании. Шейх-уль-ислам принял их с радостью, отметив, что повстанцам их услуги будут очень нужны.

А.-Х.Акушинский не раз обращался к Временному правителю Дагестана, генералу Микаилу Халилову, с ультиматумом, требуя от него отказа от поддержки Добровольческой армии Деникина. Приложивший для составления ультиматума немало усилий, А.А.Тахо-Роди утверждает, что такие письма-ультиматумы были посланы ими, т.е. социалистами-большевиками, от имени шейха, чтобы оттянуть время и соорганизоваться[27]. Упоминаемые исследователем А.Тахо-Годи в своей работе письма Али-Хаджи Акушинского к генералу Халилову и часть документов периода антиденикинского движения еще не найдены, а некоторые документы, хранящиеся в фондах архивов, не введены в научный оборот исследователями.

15-го июня 1919г. в ответном письме Халилов пишет шейху следующее: "Высокопочитаемому Шейху и Шейх-уль-исламу Дагестана Али-Хаджи из Акуши. Ассаламун Алейкум...Письмо Ваше получил. Оно меня очень удивило...Как же мне не удивляться, когда до сих пор всем и каждому доказывал, что Али-Хаджи не большевик, теперь из вашего письма выходит, что вы собираетесь вместе с поднятыми вами большевиками идти на Шуру. Неужели это вы, святой шейх, который во имя Аллаха не должен допускать напрасного кровопролития среди мусульман"[28]. Халилов напоминает ему, как год тому назад сам же упрекал бывшего Муфтия Нажмутдина Гоцинского, что тот из гордости и желания собственного возвеличивания берется за военные дела, ему, как духовному лицу, не свойственные. "Теперь, оказывается, вы сами на склоне своих лет грешите тем, в чем упрекали другого, - продолжает Халилов в письме,- да и против кого вы собираете войско, с кем намереваетесь воевать? Против наших национальных войск, которые ртстаивают ислам и шариат или против Добрармии?"[29] М Халилов от имени правительства обещает, что во внутренние дела Дагестана деникинцы не будут вмешиваться и не будут мешать горцам ввести шариат, а их приход объясняет необходимостью восстановления железной дороги и для борьбы с большевиками. Он призывает дагестанский народ объединиться вокруг правительства против "страшной заразной болезни большевизма", которая не признает Бога, его пророка, религию вообще и частную собственность. В отношении утвердившейся в Дагестане и не признанной большинством населения власти Добрармии Халилов ссылается на известное утверждение шейха Абдул-Басыра-Хаджи, которого он смог привлечь на свою сторону и убедил его в преимуществе власти Добрармии перед угрозой большевизма. Генерал сильно разочаровался в деяниях шейх-уль-ислама и отмечал, что, когда Али-Хаджи присуждали это почетное звание, его считали «человеком идеалов религии, проникнутым желанием только добра своему народу в духе ислама и Шариата»[30].