Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 4

Всё же правительство Горской республики начало расшевеливаться лишь тогда, когда в Темир-Хан-Шуре начали получать вести о том, что шейхи Узун-Хаджи и Али-Хаджи собирают в горах отряды на помощь Чечне. Оба духовных вождя составляют даже план освобождения Чечни и всей Горской территории от ига Добрармии, по которому должны были собраться от 2 до 3 тысяч вооруженных мюридов, офицеров и турок. Снабжение и вооружение этих формирований должно было взять на себя Горское правительство. Всеми военными операциями по плану командовал военный штаб во главе с военным министром или назначенное шейхами лицо. А военно-полевой шариатский суд следил за соблюдением правил военной дисциплины и пресекал всякие преступления военного времени[7].

Как известно, после гибели Л.Г.Корнилова, 31 марта 1918г., Деникин вступил в командование Добровольческой армией, сражавшейся на Северном Кавказе против большевиков. Именно здесь весной 1918г. возник наиболее мощный центр сопротивления Советской власти. Для более тесного сплочения всех антибольшевистских сил Деникиным была выдвинута стержневая идея-лозунг - «Великая Единая и Неделимая Россия» в границах, существовавших до первой мировой войны. Уже в своём первом политическом обращении к русским людям от 23 апреля 1918г. в качестве главной цели он провозгласил борьбу «за целостность разорённой, урезанной, униженной России»[8].

10 апреля 1919г. Главнокомандующий Добровольческой армии А.И.Деникин приехал в Грозный. На встречу с ним прибыла делегация Горской республики, которую возглавил премьер-министр Пшемахо Коцев. В состав делегации входили также председатель парламента Рашидхан Капланов и Начальник Главного Ведомства Шариатских дел Нажмутдин Гоцинский. Делегация хотела добиться у командующего Вооружёнными силами Юга России признания независимости Горской республики и дипломатично попросить освободить захваченную ими территорию. Но эти требования в корне противоречили идее единой России Деникина, поэтому он предъявил встречный ультиматум, в котором потребовал у них роспуска парламента и правительства, присоединения к борьбе против большевиков. Деникин в категорической форме отказался признать самостоятельность какой бы то ни было Республики в составе России.

Попытки отделиться от России на юге предпринимались не только горцами Северного Кавказа и Дагестана, но и казаками Дона и Кубани. Всякий раз они пресекались лидерами «белого» движения. 25 октября 1919г. Деникин даже издал приказ, в котором лица, причастные к отделению территорий от России, объявлялись изменниками страны и подлежали военно-полевому суду[9].

На Северном Кавказе было немало алимов, сторонников Деникина, поддержавших его в борьбе против большевиков. Например, Муфтий Северного Кавказа и Дагестана Н.Гоцинский, в сложившихся политических условиях в России, рассматривал Деникина в качестве противовеса большевикам. Его современник Али Каяев считал, что Гоцинский пошел с деникинцами ради сохранения религии[10]. Некоторые исследователи, ссылаясь на различные источники, утверждают, что Гоцинский попал под влияние Добровольческой армии сразу, усвоив сознательно их точку зрения, и занял соответствующую позицию. Например, Н.Эмиров пишет, что Муфтий Гоцинский, сосредоточивший в округе своих приверженцев-мюридов, всячески доказывал, что деникинцы вовсе не "гяуры", а блюстители шариатского правосудия[11].

Муфтий повсюду убеждал мусульман, что большевики запретят религию и шариатские порядки, а их идеи в целом противоречат исламским ценностям. Этим он привлекал на свою сторону последователей не только из Аварского, Гунибского, Андийского, Даргинского округов, но и из Чечни. Немало их было и в других округах, обиженных большевиками при установлении Советской власти и поэтому примкнувших к нему.

На протяжении апреля- мая 1919г. в общественных кругах Дагестана широко дискутировался один вопрос: как уберечься от оккупации Добрармией Деникина? - Большинство, как уже говорилось, было склонно к тому, чтобы собрать силы и выступить в защиту чеченцев и ингушей, чтобы опередить их.