Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 19

Это дело было освящено молитвою шейх-уль-ислама Али-Хаджи, единогласно избранного Председателем Совета Обороны. Совет состоял из 19 членов и был объявлен временным коалиционным правительством общедемократического характера без права создания фракций и без флага политических партий. В Центральном государственном архиве РД сохранились копии протокола организационного заседания №1 Совета и список членов, который был оглашён и принят в целом. В списке под первым номером значится Али-Хаджи, вторым - Узун-Хаджи или его представитель, третьим- Ибрагим-Хаджи Кучринский. Далее следуют имена членов Совета без указания места проживания и рода занятий- Магомед Алихаджи (Даргинский округ), Магомед Кади Рашкуев (Кази-Кумухский округ), Давуд Ибрагим, Алихан Кантемиров, Сафар Дударов, Зубаир Темирханов, Багадур Маллачиханов, Гасан Эфенди Эфенди заде (Самурский округ), Мурсал Абду Самед (Кюринский округ), Мамма Хаджи (Темир-Хан-Шуринский округ), Осман Османов, Рабадан Нуров, Юсуф Молла Магомед, Омар Эфенди Махават, Мута Рамазанов, Молла Осман (Кайтаго-Табасаранский округ)[69]. Товарищем Председателя был избран Алихан Кантемиров, а секретарями - Омар Эфенди Махават, знаток арабско-тюркских языков, и Давуд Ибрагим, знаток русского языка.

Один из трёх суфийских шейхов накшбандийского тариката - Узун-Хаджи, был кооптирован в состав Совета. Его кооптация не вызвал никаких возражений на съезде. Дав формальное согласие на участие в Совете, он не принимал в нём никакого участия. Эмир целиком был занят заботами своего правительства и боролся, как мы выше показали, в Чечне с деникинцами. Узун-Хаджи был человеком дела, а не слов. Да и передвигаться старику на такое расстояние было небезопасно.

Проанализировав различные источники, мы пришли к выводу, что больше половины членов Совета Обороны являлись духовными лицами, т.е. были не только признанными у себя и в округе алимами, но и работали в качестве общественных кадиев и мулл (Мамма Хаджи, Молла Осман, Юсуф Молла Магомед). Четверо из них были суфийскими шейхами накшбандийского тариката: Али-Хаджи, Узун-Хаджи, Ибрагим-Хаджи и Магомед Алихаджи.

Получали последние или нет от признанных устазов иджазу (разрешение) на наставничество в своё время, вызывает споры у духовенства и сейчас. Как отмечалось выше, Саид-Афанди-аль - Чиркави в своей книге приводит факты отсутствия у Узун-Хаджи разрешения устаза Абдурах-мана-Хаджи-ас-Сугури на наставничество и высказывает сомнение в наличии такового и у Али-Хаджи[70]. В составленной им цепочке (силсила) на-кшбандийских шейхов они не указаны. В составленной же другим дагестанским алимом первой четверти XX века Абу Суфьяном Казанищенским силсилле шейхами признаны не только Али-Хаджи и Узун-Хаджи, но и сын А.-Х.Акушинского Магомед Алихаджи[71]. Ибрагим-Хаджи Кучринский ими тарикатским шейхом не признан, хотя и сейчас в Чародинском районе имеет своих последователей. В ходе сбора полевого материала автору этих строк удалось встретиться и поговорить с некоторыми современными дагестанскими алимами и из почитающих Ибрагима-Хаджи Кучринского последователями. Некоторые представители официального духовенства не смогли вспомнить, был такой Ибрагим-Хаджи из Чародинского района или нет. Другие с трудом вспомнили, что он вроде бы иджазу получил от Шуайиб-Афанди Багинубского. Последователи Ибрагима-Хаджи из Чародинского района были удивлены тем, что своего шейха сегодняшние алимы не помнят или не знают. Многие подробности духовной жизни и «чудеса» Ибрагима-Хаджи его последователи и сейчас помнят.