Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 10

Как человек весьма осторожный и дальновидный, во избежание напрасного кровопролития среди населения, А.-Х.Акушинский несколько раз обращался к командованию Добровольческой армии с требованиями вывода войск за пределы Дагестана. Одно письмо с требованием разъяснения причин присутствия деникинских и английских военных формирований в Дагестане было направлено в середине июня 1919 года Главнокомандующему Терско-Дагестанскими добровольческими войсками генералу Эрдели. 30 июня 1919г. начальник Петровского отряда генерал-майор Попов в своем ответе Али-Хаджи Акушинскому единственной целью пребывания добровольческих войск объявляет исправление разрушенной железной дороги. "...Они (деникинцы) не касаются их (народа) самобытности и дел, имеющих отношение к улучшению религии. Они также не касаются святости религии ислама... Поэтому, - пишет Попов шейху, - мы призываем дагестанский народ к спокойствию и примирению,.. мы (находимся) в прекрасных отношениях с мусульманами, испытавшими ухудшения и разъединения, наступивших из-за злости и смуты большевиков... Мы и англичане не собираемся вмешиваться во внутренние дела Дагестана"[35]. Генерал удивляется тому, что религиозный деятель действует заодно с большевиками и требует распустить людей, оставив неподобающее для шейха дело.

Другое известное заявление и ультиматум Али-Хаджи Акушинского командованию Добровольческой армии, датируемое 16 июля 1919г., было опубликовано в Бакинской газете "Молот". В нём отмечается, что Дагестан, состоящий весь из трудовых элементов, экономически тяготеющих к России, не открывал никакого фронта против Российской государственности. «Дагестанский народ не признает никакого права за Добровольческой армией навязывать Дагестану свою волю в вопросе о форме общегосударственного управления, разрешение какового он ставит в зависимость от справедливо выраженной воли всех народов России,- говорится далее в заявлении шейх-уль-ислама. Дагестан признаёт полное право управлять собой и своими делами согласно своему быту и священному шариату...».[36] Али- Хаджи в полном согласии с шейхом Узун-Хаджи и другими высокочтимыми алимами от имени дагестанского народа выдвигает ряд ультимативных требований: 1) вывода Добровольческих войск за демаркационную линию Дагестана 2) отказа от всякого вмешательства во внутренние дела, в результате признания за Дагестаном полного права на самоуправление 3) отмены приказа Деникина о назначении правителя Дагестана (Халилова) и отказа от поддержки офицерско-бекской сословной диктатуры над Дагестаном. В случае их выполнения шейх-уль-ислам обещал не вести враждебных действий против Добрармии, а в случае невыполнения вся ответственность за последствия возлагалась на командование Добрармии.

Вышеупомянутые заявления шейха, получившие в народе и устное распространение, возымели силу, и в крае распространились слухи о том, будто все отряды Добровольческой армии будут вскоре выведены. В результате по городу Темир-Хан-Шура были вывешены опровергающие заявления начальника Добровольческого гарнизона следующего содержания: "Объявляю, что как в городах, так и в округах всегда будут держаться силы, вполне достаточные как для поддержания порядка, так и для уничтожения красноармейских банд и шаек абреков. Виновные в распространении слухов будут безотлагательно   предаваться   военно-полевому суду[37].

Как упоминалось выше, мобилизация горцев в повстанческую армию шейхом Али-Хаджи была объявлена в конце мая - начале июня 1919г. По этому поводу Кавказский комитет РКП(б) 9 июля 1919г. сообщал в ЦК о том, что мобилизация повстанцев идет под лозунгом "Борьба за Дагестан и свободу" и признавал за Али-Хаджи Акушинским руководство борьбой горцев с деникинцами.[38] Восстание против деникинцев от начала и до их изгнания из Дагестана развернулось под идеей защиты ислама и   утверждения шариата, борьбы за независимость Республики горцев Северного Кавказа и Дагестана. Воззвания Али-Хаджи Акушинского тому яркое свидетельство. Например, 23 октября 1919г. в воззвании к "Народу и войскам Дагестана, начальникам округов и главнокомандующим фронтами" шейх призывает защищать ислам, свободу, независимость и земли горцев Кавказа, которые Деникин снова хочет отдать казакам. Введение отрядов Добрармии в Дагестане было воспринято как посягательство на его независимость. Сам А.И. Деникин впоследствии тоже признавал, что единственной причиной их борьбы на Кавказе являлось   противоположение идеи единой России идее полной независимости кавказских новообразований[39].