Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 31

После провала переговоров с А.-Х. Акушинским деникинское командование решило сделать ещё одну попытку помешать восстановлению Советской власти на Северном Кавказе. Осуществить это оно надеялось путём воскрешения на новой основе «Союза горцев Северного Кавказа». Когда Красная Армия приближалась к Тереку, генерал Эрдели заявил об образовании при своей ставке «Союза горцев», возлагая на него последние надежды.



[1] Название «мусульманское духовенство» прочно утвердилось в российских официальных документах задолго до XIX в., тем не менее всероссийская перепись населения 1897г. никак не отразила его демографическое состояние. В частности, это можно объяснить тем, что ислам, в отличие от христианства, не имеет церковно-иерархической организации. Поэтому, некоторые отечественные исламоведы определяют «духовенство» в мире ислама как социальный слой, в функции которого входят сохранение религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства общиной единоверцев. (См.: Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XYIII- первая четверть Х1Хвв.) - М.,1996,с. 137.)

[2] См.: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Д.Ю.Арапов. - М.,2001, с.192.

[3] Центральный государственный архив РД (ЦГАРД), Ф.1. Оп.2. Д.1240.Л.54.

[4] Янчевский Н.Гражданская война на Северном Кавказе. - Т. 1. -Ростов-на-Дону, 1928, с.67.

[5] Там же.

[6] ЦГА РД,Ф.8-п.Оп.3. Д.49.Л.38.

[7] Тахо-Годи А. На путях к «независимости», с.37-38.

[8] Остапенко АИ. «Белое движение» и проблема целостности России.// Из кн.: Российское государство и общество. ХХвек. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1999.С.521.

[9] Тамже,с531.

[10] ЦГАРД,Ф.8-п.Оп.4.Д25.Л.4.

[11] ЭмировН.П. Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане. - Махачкала, 1972, с.46.

[12] ЦГА РД,Ф.8-п.Оп.3. Д.255.Л.17.

[13] Там же, Л. 18.

[14] Там же, Л.39.

[15] Рукоп.фонд ИИАЭ ДНЦ РАН,Ф.2.Оп. 1. Д. 157.Л. 118.

[16] Сулаев И.Шейх-Уль - Ислам Али-Хаджи Акушинский.//Жураал «Мусульманская цивилизация», 1995,№2,с.136; Сборник документов и материалов «Али-Хаджи Акушинский-Шейх-Уль-Ислам Дагестана, патриот и миротворец...» Указ.соч., с. 155.

[17] Архив УФСБ РФ по РД, Ф.уг.сл.дел,Д.О6599, Т.2. Л.99, 100.

[18] Там же, Л.163.

[19] ЦГА РД,Ф.8-п.Оп.3.Д.248.Л.96.

[20] Там же,Ф.р-621.Оп.1.Д.24.Л.56-57.

[21] Там же,Ф.р-4.Оп.2.Д.78.Л. 1об.

[22] ЦГА РД,Ф. 1 .Он. 1 .Д.3.Л.9-10.

[23] Журнал «Советский Дагестан», 1967,№2,с.ЗЗ

Сулейман-Хаджи Махмудов. История революции в Дагестане.1917-1920г.г.Хроника собы-тий.//Рукоп.фонд ИИАЭ ДНЦРАН,Ф.2.Оп.1.Д.287.Л.1-21; Сборник документов и материалов «Али-Хаджи Акушинский-Шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец»..,с.193-205.

[24] Сулейман-Хаджи Махмудов. История революции в Дагестане.1917-1920г.г.Хроника собы-тий.//Рукоп.фонд ИИАЭ ДНЦРАН,Ф.2.Оп.1.Д.287.Л.1-21; Сборник документов и материалов «Али-Хаджи Акушинский-Шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец»..,с.193-205.

[25] Сборник документов и материалов «Али-Хаджи Акушинский-Шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец»., с.203-204.

[26] РГАСПИ,Ф.71.Оп.33.Д.685.Л.44.

[27] Тахо-Годи А.Революиия и контрреволюция в Дагестане.с. 110.

[28] Газета «Вестник Дагестана», 1919г., 15июня.

[29] Там же.

[30] Газета «Вестник Дагестана», 1919г., 15июня.

[31] Вестник Дагестана»,1919 г., 16 июня.

[32] Там же,1919,15 июля.

[33]  «Вестник Дагестана», 1919 г., №21, 18 октября.

[34] Там же,1919г.,15 июня.

[35] Сборник документов и материалов «Али-Хаджи Акушинский Шейх-Уль-Ислам Дагестана, патриот и миротворец»., с.95.