Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 11

Мобилизующую роль горцев на газават с «гяурами» выполняли обращения-воззвания А.-X.Акушинского, адресованные различным слоям населения. В обращении 10 июля 1919г. к старшинам аулов, кадиям и али-мам, шейх обязывает их вывести всех людей: как конных, так и пеших. "У кого имеется оружие - пусть берет с собою, - писал он, - Если нет, пусть берут всё то, что полезно во время войны: железные, деревянные лопаты и другие  орудия труда»[40]. В  приказном порядке  мобилизованные,  имея средства на неделю, обязывались «прибыть на газават с врагами религии» 12 июля 1919г., туда, куда определял штаб.

Для большей убедительности в своих воззваниях А.-Х.Акушинский часто ссылается на мусульманские книги и использует множество изречений из Корана.

Характерно, что борьбу против Добровольческой армии Деникина шейх-уль-ислам связывает с историческим примером имама Шамиля, который четверть века отстаивал у русских национальную независимость. В воззваниях он часто обращается к имени великого земляка. В частности, в вышеупомянутом воззвании шейх пишет следующее: "Мы пытаемся возвысить до прежнего уровня авторитет и подвиги имама Шамиля, низведенные некоторыми людьми раздора". Подобные обращения к личности имама Шамиля имеются и в других воззваниях Али-Хаджи, например, в воззвании от 19 октября 1919г. Здесь шейх призывает горцев упорно и мужественно защищать ислам, свободу, независимость и земли горцев Кавказа от «гяуров», подобно, как отстаивали "наши отцы во главе с имамом Шамилем»[41].

Упоминаемый в его воззваниях принцип набора горцев в повстанческую армию - один представитель с десяти дворов, был традиционным для горцев и отработан еще в прошлые века предками, а еще лучше - имамом Шамилем в ходе национально-освободительной борьбы XIX века.

Известно, что воззвания духовных вождей Дагестана больше ходили по рукам, зачитывались в мечетях и на учарах, на джамаатских сходах. В печать за редким исключением попадали только те, которые были составлены социалистами специально. Примечательно, что ни в одном воззвании или письме духовных вождей А.-Х.Акушинского, Н.Гоцинского,                                 У.-Х.Салтинского или других духовных лиц нет обращения конкретно к представителям одной какой-либо дагестанской народности, а пишут они к "мусульманам" или "дагестанскому народу". Это и неудивительно, так как ислам не разделяет людей по национальному признаку или по материальному положению. Да и историческая традиция Дагестана не допускает этого. В этом отношении показательно обращение того же Али-Хаджи Акушинского к "Мусульманам Ахтыпаринского участка" Самурского округа от 7 июля 1919г. В указанном обращении шейх-уль-ислам обвиняет дагестанское правительство Халилова в пособничестве казакам, допустивших их в Дагестан и отдающих деникинцам народное добро и оружие, как при старом режиме.[42] Али-Хаджи призывает мусульман собраться вместе и выйти с отрядами, чтобы установить шариат. Он дополнительно сообщает о том, что вооруженные отряды повстанцев из большинства округов Дагестана уже собрались в Леваши и призывает других мусульман прибыть на помощь быстрее, чтобы пойти войной против казаков-«гяуров».

Когда ни обращения Али-Хаджи Акушинского к Временному правителю Дагестана генералу Халилову, ни ультиматум, предъявленный командованию Добрармии с требованием вывода войск из Дагестана, не дали результатов, в повстанческом штабе был поставлен на обсуждение вопрос: организовать наступление на Темир-Хан-Шуру против деникинских формирований или ждать их наступления. Большинство членов штаба высказалось за наступление и изгнание деникинцев из столицы. Несколько дней шла подготовка к выступлению.

Перед выступлением повстанцев на Темир-Хан-Шуру напутственное слово им сказал Али-Хаджи, который, прежде чем выйти к войскам, даже надел кинжал, что с ним случалось только в исключительных случаях.