Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 6

По поводу суда над арестованными большевиками в архивах отложились противоречивые сведения. Они основываются на следственных показаниях   родственников   и   мюридов   шейха   в    1929г.   Так   сын   А.Х.Акушинского Магомед свидетельствует о том, что в Темир-Хан-Шуре над У.Буйнакским состоялись два шариатских суда. На первом, где председательствовал шейх-уль-ислам Али-Хаджи, было принято решение не расстреливать У.Буйнакского, - но князь Тарковский, генерал Халилов и другие, недовольные итогами суда, решили отправить арестованных в Порт-Петровск. Когда узнали о таком решении, Чиркеевское общество было поднято сторонником У.Буйнакского Джанмирзой Дебировым, который организовал отряд[17]. Этот отряд в 640 сабель при 2 орудиях и 4 пулемётах двинулся на выручку У.Буйнакского в Темир-Хан-Шуру. Несколько раз делегации от шейха Али-Хаджи уговаривали его оставить эту затею, обещав помочь в освобождении большевиков без кровопролития. Эти сведения подтверждаются и другими арестованными в 1929г. мюридами шейха[18].

Несмотря на усилия А.-Х.Акушинского, арестованные большевики по решению Военно-шариатского суда в августе 1919г. были расстреляны вблизи Темиргоя. Этот факт во время следствия в 1930 году был использован ОГПУ против шейха, его семьи и мюридов.

В середине мая 1919г. разразился последний кризис правительства Горской республики, вызванный ультиматумом Деникина о роспуске. После бурных дебатов членов правительства и депутатов парламента 23 мая было принято решение об их роспуске до благоприятных времён. Долго обсуждали в парламенте и кандидатуру Временного правителя Дагестана. С сохранением обязанностей военного министра им стал генерал Микаил Халилов. Выступая перед представителями округов Дагестана позже, 20 июля 1919г., он заявил о том, что, приняв на себя управление краем и сознавая, что один не в силах справиться с возложенной на него задачей, стал подыскивать себе помощника- лицо, наиболее влиятельное в Дагестане. Такого помощника он нашел в лице шейха Али-Хаджи Акушинского, который имел сильное влияние как среди большевиков, так и среди мусульманского населения. Халилов приложил все усилия, чтобы добиться согласия Али-Хаджи занять пост шейх-уль-ислама. На должность главы Ведомства Шариатских дел тогда было предложено 3 кандидатуры: Н.Гоцинского,             А.-Х.Акушинского и У.-Х.Салтинского. Большинство депутатов парламента и приглашённых настояло на кандидатуре А.-X.Акушинского. Он сам упорно отказывался, аргументируя тем, что стар и глух, и предлагал избрать шейх-уль-исламом Узун-Хаджи.

На решение о роспуске Союзного Совета (парламента) и правительства Горской республики оказало давление и заявление помощника шейх-уль-ислама Абдул-Басыра-Хаджи Казанищенекого. На вопрос председательствующего на совместном заседании парламента и правительства Д.Апашева: "допускает ли шариат при малочисленности войск войну с противником?", шейх Абдул-Басыр-Хаджи ответил: "Шариат в таких обстоятельствах запрещает воевать. И нам воевать с добровольцами (деникинцами) нельзя"[19].

Шейх-уль-ислам Али-Хаджи, по болезни отсутствовавший во время обсуждения ультиматума, позицией своего заместителя остался недоволен. Часть духовенства и левая оппозиция парламента пыталась оказать давление на правые силы, которые объединились вокруг генерала М.Халилова. Правые не поддались давлению левых, но быстро согласились с требованием Деникина о роспуске парламента и правительства, рассматривая его в качестве ударной силы против большевиков. Возмущённых позицией Халилова было немало. Среди них мулла Юсуп-Хаджи из Чечни. Обращаясь к Абдул-Басыру Хаджи с трибуны парламента, он заявил: "Здесь, с этой трибуны месяц тому назад раздавался глас дагестанского духовенства, призывающий на газават, (против деникинцев - И.С.), когда черные тучи реакции надвигались на Чечню. Кричали те, кто теперь малодушно капитулирует перед опасностью. Кричали, что будут биться до последнего за свободу и независимость Северного Кавказа, и, в частности, Дагестана. Мы верили вам и вашим клятвам, когда сотни вдов и сирот, истекавшие кровью за свободу Ингушетии, смотрели сюда и ждали вас в минуты отчаяния, когда Деникин предавал огню и мечу цветущие аулы. Теперь опасность подошла и к вам. Где же оборона, клятвы и обещания защищать свободу народа до последнего? О, Аллах!..."[20] Юсуп-Хаджи напрочь отверг тезис Мустафаева о том, будто шариат запрещает войну с противником при отсутствии достаточных сил. Ссылаясь на авторитетные мусульманские книги, он доказывал, что шариат и Коран разрешают даже одному правоверному мусульманину противостоять сотне противника, если эта сотня посягает на его свободу.