Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Мусульманское духовенство в Дагестане традиционно представляло значительную реальную силу, которая вела за собой народные массы. Оно здесь руководило не только религиозной, но и политической и, в полном смысле этого слова, повседневной жизнью людей, ведало просвещением, имея в своих руках большие средства, оказывало бедным немалую материальную помощь. На это шли доходы от вакуфных земель, садов и от заката.

Начиная с XIX века мусульманское духовенство[1] возглавило еще и долгую, упорную борьбу горцев за национальную независимость.

Именно поэтому духовенство находилось под особым пристальным вниманием как царской, так позднее и большевистской властей. Начиная с конца XVIIIв. рядом российских законодательных документов был постепенно определён круг духовных лиц (т.н. «указные муллы») и служителей мусульманских духовных учреждений, статус которых обрел правовое признание со стороны государства. Императрицей Екатериной II в Уфе в 1788г. было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание во главе с Муфтием, юрисдикция которого была вначале распространена на всю Россию. Последующими указами и распоряжениями были определены его структура и штат, выделены необходимые для его деятельности казённые денежные средства. Само «указное» духовенство получало жалованье и было освобождено от налогов, повинностей, воинской службы, имело право пользоваться доходами от соответствующих приходов, их дома освобождались от постоя и т.д. К концу XIX в. в империи существовало несколько духовных управлений делами мусульман[2]. Их деятельность была полностью регламентирована законодательными актами империи, а управление делами иноверцев в 1832г. было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДИИ) и включено в структуру Министерства внутренних дел, где оно находилось (за исключением короткого промежутка времени в 1880-1881гг.) вплоть до 1917г. Деятельность «указного» (позже-«официального») духовенства в Российском государстве всегда была поставлена в зависимость и под контроль центральных органов власти. Это особенно характерно для эпохи царского самодержавия. Дагестан до и в период включения в Российское правовое пространство в XIX веке имел свои особенности.

Для мусульман Северного Кавказа и Дагестана царизмом так и не было учреждено официальное духовное управление, как для мусульман Поволжья, Урала, Крыма и Закавказья, соответственно, правительство просто не успело создать здесь лояльное себе «указное» духовенство. Если в начале XX века для мусульманского духовенства Терской, Кубанской областей и Ставропольской губернии правительством предпринимались какие-то попытки в этом направлении, то Дагестан в таких возможностях был проигнорирован полностью. Можно лишь только догадываться, почему царизм лишний раз не хотел корпоративного объединения духовенства в самом мятежном и неблагонадёжном регионе империи. Хотя, с другой стороны, создание таких духовных управлений (собраний) дало бы ему дополнительную возможность контроля государством мусульманских общин и непримиримую часть духовенства. На протяжении всего Х1Хв. именно духовенство в Дагестане было самой оппозиционной царизму силой.

Даже большевистские руководители, склонные обычно изображать духовенство как пособников и подпевал царской администрации, признавали его оппозиционную роль в прошлом. В 1929г. на совещании по антирелигиозной пропаганде в Дагестанском обкоме партии признавалось, что мусульманское духовенство боролось и против дагестанских помещиков, и за освобождение народа от царского самодержавия[3]. Хотя это признание не помешало Советским властям все годы своего существования вести против ислама форменную борьбу на истребление. В перестроечные годы и постсоветское время наблюдается «ренессанс» ислама в Дагестане, он возвращается на своё традиционное почётное место в жизни дагестанцев. Влияние представителей мусульманского духовенства, как носителей веры, а кое-где и как руководителей местных общин, бурно растёт. Это, к сожалению, сопровождается ещё и проникновением нетрадиционного для Дагестана течения ислама - ваххабизма и попытками некоторых неконструктивных религиозных деятелей диктовать свои условия и насаждать шариат в светском государстве.

Вопрос о чётком соотношении светской и духовной властей и месте последней в сегодняшнем Дагестане становится крайне актуальным. Функционирование духовенства в рамках демократических конституционных законов должно быть осознано всеми членами нашего общества снизу доверху. Этим диктуется интерес к истории этих взаимоотношений в прошлом и особенно в критические моменты нашей истории. 1917-1921 годы являются наиболее примечательными в этом плане годами.

За это короткое время в бывшей империи произошли две революции и развернулась братоубийственная гражданская война, охватившая и Дагестан.

Революционные события и гражданская война в Дагестане имели общие для всей России и специфические черты, вытекавшие из уровня социально-экономического, политического развития края и роли ислама в обществе.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
313 Kb
Скачали:
0