Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев, страница 14

Долгие десятилетия дагестанские исследователи в освещении антиде-никинского восстания и показе роли «временного попутчика большевиков- духовенства» больше опиралась на более поздние воспоминания ряда его участников, сознательно исказивших реальное положение вещей. К такого рода искажениям мы относим и утверждение о том, будто после поражения первого восстания шейх Али-Хаджи отказался выступить против деникинцев.

Например, активный участник антиденикинского восстания О.Османов в воспоминаниях пишет, что Али-Хаджи был освобожден именно ими и после благодарственных слов и добрых пожеланий тот заявил, будто не может оставаться в Левашах и выступить против деникинцев, т.к. и первое его выступление вышло неудачное[51].

Но архивные документы 1919г. свидетельствуют об обратном. Вплоть до изгнания деникинцев шейх Али-Хаджи был ядром этого движения в Дагестане и ни одна общественно-политическая или военная группа не игнорировала его мнение и позицию. Он тогда имел наибольшее количество мюридов и последователей. Джихад, объявленный им против «гяуров-казаков», нашел понимание и сочувствие у значительной части горцев.

Для привлечения населения в повстанческую армию руководители часто применяли разные методы. Самый испытанный из них - объявление призыва, исходящее от духовных вождей. Шейха Али-Хаджи несколько раз его соратники просили обязать население других округов выставить в повстанческую армию своих людей в возрасте от 18 до 40 лет с оружием и обмундированием. Причём просьбы и предложения такого рода поступали как от частных лиц, так и от большевистского комитета и горских деятелей на протяжении 1919-1920г.г. В эмоциональных докладах шейху Али-Хаджи О.Османов не позднее ноября 1919г. сообщал следующее: "На днях враги направились в нашу сторону...по нашему мнению, они хотят получить подмогу с плоскости...Мы, джигиты, предпочитаем выступить на арену войны и окружить неверных, совершить над ними то, что совершили в ущелье Ая-Кака и на Салтинском мосту. По этому поводу вы сообщите свое мнение, чтобы мы им руководствовались. Мы уже написали письма и разослали по аулам с тем, чтобы, невзирая на возраст и захватив с собою ружья, шашки и кинжалы, все мужчины выступили"[52]. О.Османов шейха прямо называет вдохновителем горцев на правое дело.

Характерно, что в документах второй половины 1919г. алим и руководитель одного из крупных партизанских отрядов О.Османов подписывается то как начальник Даргинского округа, то как военный комиссар. Официальных начальников Даргинского округа, назначенных в 1919г. Халиловым, мы назвали выше. Они реальной властью не обладали. Анализ различных источников 1919г. показывает, что в контролируемых тарикат-скими шейхами округах и участках руководили как раз назначенные ими люди. О.Османов был одним из них в Даргинском округе, назначенный на самые ответственные посты шейхом Али-Хаджи и исполнявший тогда все его указания.

Выполняя волю командования Вооружённых сил Юга России, Временный правитель Дагестана генерал Халилов 4 августа 1919г. начал мобилизацию горцев в деникинскую армию. В приказном порядке Халилов потребовал от земляков выставить около 9 тысяч бойцов, чтобы, как он писал в приказе, "внести свою лепту в дело освобождения от большевиков". Таким образом, деникинские и правительственные войска в Дагестане выполняли единую задачу. Они подавили июньско-июльское восстание горцев, а сами были усилены новобранцами из разных округов. Это временно дало возможность генералу Халилову, сосредоточив в окружных центрах целые батальоны и совершая по мятежным аулам карательные операции, предпринять попытки нейтрализовать антиправительственные и антиденикинские выступления. Но подобные чрезвычайные военные меры без экономической обоснованной политики получили в горах обратный эффект.