Порядок формирования избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий, страница 8

Федеративное государство.

С конца 18 – начала 19 века – унитарное государство усложненной автономии. Русские губернии и отдельные территории с особым статусом – Польша, Финляндия, монархии Азии – контроль внешней и внутренней политики в части, в которой это касалось российских граждан.

Особые ? управления на Кавказе с сохранением элементов общественного, родового строя. В 1917 Россия продолжала оставаться унитарным государством, усложненным автономией. Однако статус и количество автономий изменилось (республики). Однако и губернии продолжали существовать.

Далее Россия превратилась в федерацию, где формально автономии (республики) свободны (были выборы и законодательство).

Автономии:

1)  союзные республики – государственные образования с элементами государственности; форма государственности титульной (коренной) нации; имели законодательный орган (Госсовет) и совет министров. Относительно широкие полномочия.

2)  Автономная область – образовывались на территориях с особым укладом жизни и традициями. Входили в состав краев (т.е. это административно-территориальные единицы и у них не было государственности).

3)  Национальные округа – еще более низкий уровень национальных образований в местах проживания коренных малочисленных народов. Входили в состав краев и областей без значительных полномочий (лишь вопросы ационального и культурного развития этого народа).

1990 – автономные области вывели из состава краев и провозгласили республиками.

Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения превратил Россию в федерацию. Всем субъектам дал статус государственных образований (до этого был только у республик).

Содержал 3 договора:

1)  между РФ и республиками (не подписан Чечней и с оговорками Татарстаном и Башкортостаном)

2)  РФ и краями, областями и городами федерального значения. СПб получил статус полностью свободного субъекта (без Ленобласти)

3)  РФ и автономиями (округами и еврейской автономной областью)

Федеративный договор действует до сих пор, хотя и не применяется с 1993 года (с момента принятия конституции).

1)  он сохраняет границы РФ в границах РСФСР

2)  преобразовал РФ собственно в федерацию

3)  впервые на конституционном? уровне закрепил разграничение предметов ведения

С принятием конституции российский федерализм претерпел некоторые изменения. Претерпела изменения система предметов ведения (увеличилось число вопросов в исключительном ведении федерации и наоборот), перечень стал единым для всех субъектов федерации. По вопросам совместного ведения конституция издает федеральные законы, а не основы законодательства, как предполагалось.

Принципы российского федерализма:

1)  принцип государственного суверенитета – суверенитетом в РФ обладает федерация в целом но не субъект. Не есть производное от суверенитета субъекта. Но есть и концепция распределенного, разделенного суверенитета, по которой основным отличием федерации от унитарного государства и есть передача части своего суверенитета субъектам. Но нет критерия какой объем полномочий перерастает в суверенитет. Суверенитет отождествляется с полномочиями, а это не так.

2)  Государственной целостности – границы государства не м.б. изменены без его согласия и от РФ не м.б. отторгнута никакая территория. Отсутствие права на сецессию подразумевается. Единственная страна, где проводился референдум по сецессии – Канада.

3)  Принцип равноправия и самоопределения народа. Принцип независимости прав граждан вне зависимости от национальности вступает в некоторое противоречие первому. Когда право пользования языком становится коллективным правом этнической группой. Однако появились народы, совершившие акт самоопределения, став республиками. Конституция не предусматривает создание новых республик.