Порядок формирования избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий, страница 3

Закон указывает конкретный, исчерпывающий перечень действий, которые рассматриваются предвыборной агитацией (ст.48 об основных гарантиях): а) призывы голосовать за или против списка или кандидатов, б) выражение предпочтения в отношении какого-либо кандидата, избирательных объединений, в т.ч. указание того за кого будет голосовать в) описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата или списка кандидатов г) распространение информации с явным преобладании сведений о кандидатах, избирательных объединений в сочетании с позитивным, либо негативным комментарием д) распространение информации о деятельности кандидат не связанная с его профессиональной деятельностью, или исполнением своих служебных, должностных обязанностей е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату, избирательному объединению (блоков нет).

Конституционный суд в постановлении от 30 октября 2003 года №15П. констатировал коллизию избирательного права и в период избирательной компаний допускается ограничения на деятельность средств массовой информации, законодатель обязан обеспечить получение информации о выборах и референдумах, соблюдая баланс конституционно значимых ценностей, а именно право на свободные выбор с одной и право на свободу информации не допуская не равенства и не соразмерных ограничений. При этом на средства массовой информации налагаются особые обязанности и особая ответственность: они должны соблюдать этические принципы, правила профессии, должны занимать этичные и взвешенные позиции, освещать кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом. Вывод из ст. 29 конституции из конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также анализа международного пакта о гражданских и политических правах.

Конституционный суд признал обоснованным отграничение информирование избирателей от предвыборной агитации, т.к. информирование избирателей направлена на обеспечение, формирование свободного волеизъявления граждан и гласности выборов. Для СМИ требование об объективности информации обязательна. Конституционный суд признал правильной дачу информации единым блоком.

Право высказывать свою позицию остается, а свобода слова ограничивается. Достоверные и объективные сведения о кандидате помогают сформировать свое мнение о кандидате больше чем призывы избрать. Критерием является специальная цель – склонить избирателя в определенную сторону, обеспечить поддержку или противодействие кандидату или избирательному объединению.

Агитация может начинаться с момента выдвижения кандидата или списка кандидатов и создания избирательного фонда. 0 часов дня предшествующего дню выборов – окончание агитации.

Выборы всегда назначаются на воскресенье, запрещено назначать на праздничный день, день до и после праздничного.

Агитация в СМИ более короткая. Начинает за 30 дней до дня голосования.

Формы агитации: 1) агитация в СМИ 2) посредством проведения массовых мероприятий 3) агитация посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов 4) иные не запрещенные методы агитации.

1) Важно является ли СМИ государственным, муниципальным или нет. Государственным (муниципальным) СМИ является печатное или электронное СМИ учредителями, которой являются органы власти или если в течение года предшествующему выборам СМИ получало государственную поддержку (субвенции, субсидии) или у государства имеется доля в уставном или складочном капитале СМИ.

Если СМИ желает участвовать в избирательной кампании путем опубликования или обнародования, соответствующих агитационных материалов оно должно опубликовать расценки оп которым оно будет это делать и известить об этом соответствующую избирательную комиссию. Это нужно для контроля за кандидатом. На государственных СМИ кандидатам бесплатно предоставляется эфирное время или печатная площадь. Это эфирное время путем жеребьевки делится и выделяется собственное и совместное время для кандидатов. На государственных СМИ выделяется время для платного размещения агитационных материалов. Если кандидат не выкупает это эфирное время его нельзя передавать другому кандидату.