Технико-эксплуатационные характеристики судов (весовые, объемные, линейные). Классификация морских судов по назначению и специализации. Грузовые марки судов, страница 6

Провозная способность – это объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, которое судно может выполнить за определенный период времени и в определенных условиях. Провозная способность зависит от грузоподъемности судна и ее использования, протяженности пути  плавания, времени нахождения судна  под грузовыми и вспомогательными операциями.

Есть два способа определения провозной способности: по количеству рейсов и по показателям. Первый способ является точным, так как он рассчитывается из конкретных данных – это длина пути плавания, скорость хода, норма грузовых работ, - применяется, когда заранее известна расстановка судов и порты захода, установлены графики. Второй способ рассчитывается из показателей, устанавливаемых на определенный период времени и применяются для длительных периодов времени, когда расстановка судов и расписание не установлены.

Провозная способность флота определяется умножением средневзвешенного числа судов Nвзв в эксплуатации на среднее количество грузов, перевозимых судном за год. Основными резервами для повышения провозной способности флота являются: увеличение эксплутационного периода судов – сокращение стояночного времени, максимальное использование грузоподъемности, увеличение скорости хода судов.

Пт=SQрейс * r(число рейсов за экспл. период) = abDч* r, тонн;

Пт=SQрейс * rl = abDч* r l, тонно-миль.

Провозная способность в заданных конкретных условиях получается умножением планового показателя 1 т тоннажа на величину чистой грузоподъемности.

Анализ провозной способности судна графоаналитическим методом.

Провозная способность судна – перевозочная или транспортная работа, которую судно может выполнять в определенных эксплуатационных условиях. Пт = Q* r =a*b*Дч*r

a*b*Дч – количество груза за рейс;

r – количество рейсов.

r=

Подставив элементы в формулу провозной способности, получим: провозная способность в милях: Пт = , в тонно-милях: Пт =a*b*Дч*r*l =

Отобразив зависимость провозной способности от показателей на графике, получим, что все кривые, кроме l выходят из начала координат. При l=0, Пт = , то есть при увеличении расстояния, провозная способность в милях уменьшается.

При отображении провозной способности в тонно-милях на графике все кривые выходят из начала координат. Таким образом, в зависимости от большинства факторов провозная способность в тоннах и тонно-милях увеличивается и стремится к const. В зависимости же от дальности расстояния Пт в тоннах от max значения  уменьшается и стремиться к 0, а в тонно-милях увеличивается и в дальнейшем стремится к const.

В тонно-милях –

К эксплутационным расходам суточного содержания судна относятся прямые расходы и косвенные и постоянные и переменные.

К прямым расходам т.е. расходам прямо начисляемым по каждому судну индивидуально  относятся: отчисление в амортизационный фонд (Rам=Kсbам/Тэ, Kс - строит. стоимость судна, bам- норма аморт. отчисления), расходы на текущий ремонт на снабжение материалами и износ малоценного инвентаря (Rрем=Kс(bрм+bсн)/ Тэ, bрм и bсн - норма расходов на ремонт и снабжение),

на содержание экипажа (Rэк=[Qмс tпр(1+Взп/ Тэ)+Rст], Qмс-полный месячный фонд зар.платы, tпр- продолжительность периода эксплуатации, ремонта, отстоя в месяцах, Взп - процент начисления на зарплату, Rст - расходы на столовое довольствие) , на топливо и смазку (Rрем=(CтсмхEх+CтсмстEст)tэ , Cтсмх и Cтсмст  - суточный расход на топливо и смазку на ходу, стоянке, EхEст - коэффициент стояночного, ходового времени)э судовые сборы, агентирование…

К косвенным расходам относятся (Rкс=Rэк+Rам+Rрм+Rпр)(1+bкс/Тэ), общеэксплуатационные и административно-управленческие расходы. К постоянным - относятся эксплутационные расходы, которые распределяются между движением и стоянкой судна, к  этой группе также относятся  амортизационный фонд, расходы на текущий ремонт, на содержание экипажа. К группе переменных расходов относятся расходы на топливо и смазку, которые меняются от того, находиться судно на ходу или на стоянке.