Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 9

Сталинское 30-летие: все антигуманно, авторитарно, малологично. Насилие над личностью и национальной культурой. Проблема крестьянства  и земледелия была решена – крестьян не стало. Интеллигенция вступила в противоречия с властью.

Плеханов по сравнению с Лениным – либерал, но он дал начало вульгарному социологизму. Он писал о восходящей и нисходящей фазах в развитии каждого класса: после завоевания власти класс нисходящий. Но пролетариат, завоевав власть, никогда не окажется на нисходящей фазе, т.к. коммунизм – светлое будущее для человечества. идея о классовой психоидеологии: человек несет ее всю жизнь и изменить не может. Так например Толстой не мог преодолеть свою дворянскую психологию. Художник обречен нести гены паразитизма. но и сам Плеханов как и Ленин, был дворянин (как и Энгельс, Маркс и др.). это были исключения из общего закона, но черты класса с тех пор выпячивали даже в Шекспире. Появились «кающиеся дворяне».

Вульгарный социологизм утверждался до октябрьской революции.

Наприм. –      Фриче

Шумятиков – искусствовед. В испанской живописи 17 в. желтый цвет – цвет заката абсолютизма. В 20 в. вертикальные мазки – трубы в городах. Научные исследования на почве «кто не с нами. тот против нас». =>захваливание своих, проработки чужих.

Крайняя идеологическая тенденциозность. Исследование идеологии в л-ре. Внеэстетический подход. Худ. достоинство сводилось к идеологии.

1905г. – статья Ленина «Партийная литература» - манифест советского лит-вед до конца 20гг. (начало сталинского периода). Принцип: долой писателей беспартийных. Т.к. была 1 партия – долой некоммунистов.

1920-е гг. – доктрина «Попутчик или враг». Критик Троцкий: надолго ли Есенин – попутчик? А Клюев? => крайняя конфронтация вульгарного социологизма.

Два направления в искусстве:

Реакционное;

Революционное.

Три периода освободительного движения (откультуры):

Дворянское;

Разночинское;

Пролетарское.

Учение о пролетариате – предельное проявление утопического сознания. Утопия развивалась многие века, возможно она старше христианства, т.к. из гностицизма.

Маркс презирал Россию как Восток, был оч. удивлен, что его учение здесь прижилось. Но призрак коммунизма дошел до Китая и Камбоджи – Буддистской страны. Ленин: две доктрины в каждой нации:

Эксплуатируемая;

Эксплуатирующая.

Советская культура – упрощенная и, якобы, более устойчивая (но это не так, т.к. она не развивается, а исчезает). Марксистское лит-ведение:

Закрытость;

Авторитарный монологизм.

Советское общество:

Вождь (ненормативный человек - Сталин)

Чиновники

Пролетариат

Информация закрыта, т.к. ссылки на самих себя. Иные книги, люди запрещены. Это духовный геноцид.

Гуманистическая тенденция в лит-веде. Крайняя идеологизация была и в негуманитарных науках. Экстремистская линия была обречена на поражение. Запад предрекал быстрый закат СССР, так как экономика нерентабельна. Но ввели колхозы и ГУЛАГ => бесплатный труд поддержал экономику. Антигуманизм в качестве дымовой завесы.

Возрастает вес гуманитарной тенденции. Андрей Воронский. Группа писателей «Перевал» были расстреляны.

После ВОВ мало кто верил в утопию (напр. Кочетов, но потом он застрелился).

К концу сов. периода:

1) Либерально-западническая тенденция;

2) Глобалистская тенденция – выравнивание.

Либеральное течение в Марксистском лит-веле в 70гг. превратилась в эклектику, когда призывали самые разные ресурсы разных культур. В 30гг. расстреляли И.Виноградова (за книгу «Проблемы марксистской поэтики», обвинял в ереси, поэтики не д.б. в марксизме).

Появилась группа вокруг «Лит. обозрения» и «Лит. критика» - Георга Лукача – журналы ликвидированы. Французский лит-вед Роже Городи «Реализм без берегов» - во время Брежнева спохватились: он оправдывал так модернизм  => исключили Городи из французской коммунистической партии.

Но создать советский народ так и не получилось. С культурой другое дело. Вопрос – была ли она, если насильственная, противоположна религиозной и национальной.