Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 4

Основное понятие текста: «анализ поэтического текста», « структура художественного текста» → определение текста через структуру, но редукция ценностного аспекта.

→ проблема художественной ценности всегда шире теории литературоведения.

В структурализме практически не было диалога текста и критика, читателя→ позиция последней инстанции.

Проблема художественного целого→ текст как субъект бинарных оппозиций.

Структурализм как попытка создать внеидеальную дисциплину для объекта описания знака.

Текст – механизм текстопорождения: знаки несут смысл.

Затем – изучение типов культур

Пример- 1973г. «типология культур»

КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

На смену романтической идеализации мифа пришла культурно – историческая школа, связанная с позитивизмом. Основа этого направления – натурализм.

И. Тэн: художественное творчество детерминировано историческими условиями жизни автора. Имеют значение эпоха, сословие и т.д. Выделяются детерминированные силы, причинно-следственная связь явлений, в этой связи важны раса, среда, сословие. В результате, это привело к крайнему проявлению детерминизма,что оказалось очень неблагоприятным.

По Тэну, в литературе главное не эстетическая сторона, а борьба идей, существующих в определенный исторический период и детерминированных расой, средой и сословием.

Борьба против культа гения, как проявления романтической идеи героя и толпы. В России эти идеи связаны с натуралистическими тенденциями в литературе (Н.А. Добролюбов, Д. Писарев).

Литература – источник информации о сословии, быте, среде. Это внеэстетический подход к творчеству. Что также (видимо, с точки зрения Казаркина) не есть хорошо. Это лишь сознательная платформа в противовес эстетике дворянского искусства романтизма. Народность здесь понимается как способность народа воспринимать передовые идеи. В литературе главным считается критика, в которой выражаются идеи, характерные для того времени, и само время.

Это направление было необходимым этапом в становлении науки о литературе. Отличительные черты: строгость, доказательность, аналитичность.

ТЕКСТ КАК КАТЕГОРИЯ НАУКИ (ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕРТЕКСТЕ, МЕТАТЕКСТЕ И ГИПЕРТЕКСТЕ)

Текст – основное понятие в теоретико-литературном анализе. Это отправное, внеоценочное  понятие. Это объект изучения гуманитарных дисциплин: семиотики, лингвистики и т.д. Tekstos – с греч., ткань, знак. Существует такая область знаний – философия текста, где главным вопросом является: текст и реальность (как они соотносятся? замещает ли текст реальность?) Всю реальность мы постигаем через тексты.              Текст – это эпистолярный жанр (это узкое понимание этого слова). Иногда под текстом понимают все (т.е. все то, что может дать нам информацию). Но это мифологическое понимание текста.

Определить понятие текста непросто. Самая авторитетная работа в этом плане – работа М.М. Бахтина «Проблемы текста», где вся культура понимается как текст.

Ю. М. Лотман: текст – это механизм смыслопорождения. У каждой культуры есть механизм рождения смыслов. Тексты создают смысловую иерархию.

Функции текста в культуре:

Текст – это явление, созданное культурой. Это самоописание культуры, объяснение бытия и человека, это ценностное упорядочивание бытия.

Контекст. Существуют два исходных понятия в философии: близкий контекст и далекий контекст. Если текст – это что-то определенное, то контекст – постоянно меняющееся и неопределенное, он может быть разным. Контекст культуры очень велик. От определения, в каком контексте идет анализ, зависит само понимание текста (т.е. всегда нужно определять контекст при анализе и толковании текста).

Метатекст. Это исходный текст и текст объясняющий (например, критика). Это не всегда термин, иногда употребляется как прием. По-другому можно назвать надтекст.

Интертекст. Это текст в тексте. Понятие появилось в конце 60-х годов, на заре постструктурализма. Это группа приемов: как из готовых материалов создается нечто новое, например: у Набокова, у постструктуралистов (как особая философская установка). Определить границы понятия  «интертекст» непросто.