Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 5

Гипертекст. Это энциклопедия со всеми ссылками и связками (если бы это печаталось, например, как единый текст). Существуют гипретекстуальные романы (романы – кроссворды).

РОМАНТИЗМ (неоромантизма  у меня нет)

Романтизм – это тип художественного сознания, определенное мироотношение. В основе – негативизм, отрицание общественного строя, даже миропорядка – бунт против законов мира (особенно в позднем романтизме). Характерно оправдвние демонизма, обеление зла.

Например: герой Байрона поклонялся богу зла

Лермонтов сочувствует Демону

Демония, сатанология интересны для романтиков, в следствие этого у них совершенно обратная система ценностей. Логика ее возникновения: в противовес запретам выдвинут принцип полной неограниченной свободы, которая понимается как противоположность законам мироздания. Для поэта нет законов. Творчество – это освобождение от реальности, прорыв. Потому и сам поэт стал ассоциироваться с демоном, который бросает вызов миру и творцу. Происходит изменение жанровой системы. Если в классицизме центральными жанрами считались трагедия, ода, трактаты, то в романтизме – баллада, элегия, проза. Романтизм практически не оставил нормирующих трактатов, все слово художественно. Они не пытались определять, ограничивать.

Название («Романтизм») может вызвать недоразумение. Ведь подражание римскому – это классицизм, а в романтизме – внимание к национальному. Но не в названии дело.

Романтизм – это отмена ограничений романтический герой не похож на обыкновенных людей предпочтение всяческим отклонениям стремление к крайностям обыкновенный человек не интересен

Романтическая картина мира -  звучит некорректно. Что это? Если под этим понимается мироотрицание – тогда понятно; если что-то другое – то нет.

Романтизм был не только в нач.19 века, но и в начале 20 века. Гностицизм (соперник христианства) – тоже недовольство реальным миром. Творец- демиург («ремесленник») сотворил плохой мир, запретил плоды познания. Настоящий Бог – тот, кто подстрекал к бунту (дьявол в образе змия). Т.е опять обеление зла, с этой точки зрения. В этом случае, Булгаков со своим положительной сатаной – романтик.

3 Вопрос.   Критика и литературоведение.

Вопрос о сущности критики: как она соотносится с самой литературой и научно-ориентированным знанием о ней, следовательно 2 варианта ответа:

- критика – главная, так как существует дольше;

- наука о литературе – научное знание, а критика не является наукой

Спор между учёными и критиками существует долгое время.

В XIX веке критика претендовала на главную роль. Например, Чернышевский, Добролюбов.

Критика (*krio – сужу) – в литературоведении оценивание уровня произведения, его место в ряду других произведений.

Бахтин: современники часто ошибаются при оценке произведения.

Критика выбирает наиболее художественно ценные произведения, но выбор зависит от эпохи. В литературоведении есть факты о роли и существовании критики в той или иной эпохе.

#в средние века критика существует как экзегетика – суждение о священном тексте.

#в античности критика существовала в рамках риторики #Аристарх

Дело критики – оценка, отбор: литературная обработка текста определяет жанр, уровень художественности и т.д.

Сдругой стороны остаётся вопрос нормативного определения : чем должна быть критика, её функция в обществе.

Историческая и общественная функция :

- В.У. Кожин(к)ов: главная функция критики – организовывать литературные направления => критик выступает как идеолог направления.

- Критика –самосознание литературы, выражения национально-исторического, культурно-исторического самосознания эпохи.

Но!!! это самосознание всегда полифонично, представляет собой дискуссию разных точек зрения

=> критика высказывает суждения о культуре => не может быть строгой наукой: самосознание не может быть только научным, нормативным.

Критика может играть и «+» и « - » роль для произведений. #эпоха Сталина – унификация литературы.

В критике могут встретиться теоретические понятия и экспрессивные элементы =>