Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 18

Книга «В поисках Грааля». Цель связать поэтику и культуру…народа. То психология творчества и понимания.

1890-е-1900-е Потебня – психологическая школа.

Далее заимствование идей друг у друга. Например: Конрад – востоковедж – знаток литературы Японии, Китая, Ближнего Востока

Алексеев  «Сравнительное литературоведение»

«История всемирной литературы» 8-9 томов (более 30 лет писалась)

8. Литературные связи: влияние и дискуссии

Играют самую существенную роль в развитии литературы. С этой точки зрения влияние их иногда преувеличено. Когда-то историю русской литературы расслаивали на эпохи.

Например, Веселовский: итальянские, английские эпохи в русской литературной истории.

Такой подход лишал русскую литературу оригинальности (все подражательно)

Эпоха вбирания Запада – сейчас. Плохо то, что 1- литературой стало меньше (она утратила самобытность). Это глобальный литературный процесс

Влияние СМИ, рекламы, образа жизни, уровня жизни. В разных регионах литературный процесс отличаются различной степенью плотности: борьба-пустота (врывается иная литература) например: окно в Европу – вошло и хорошее и плохое.

Литература 18 в подражательна. Вся культура Петра – псевдоморфоз (Шпендлер «Закат Европы»), вливание чужого.

Аккультурация – исчезновение культурного разнообразия (обратная сторона ин. влияния)

Единая культура на Западе может привести человека к духовной болезни и катаклизму .

В литературных связях есть две стороны:+ и -. Стадиальное различие (в какую эпоху возник и превратил и происхождение)

Например: русская литература больше подражает, затем на европейскую, затем советский период, который почти не дал произведений мирового уровня.

Русская критика схожа с немецкой.

18 – начало 19 в критика философии человека равнялась на Францию и Германию. Затем отталкивала. По поводу Европы возник вопрос: а так ли это замечательно, следовательно эпоха отстранения, особенно от Германии. Следовательно приближение и отталкивание между странами и литературами.

Выравнивание русской литературы было принято восторженно. Литература синхронизируется с западной (постмодернизм), но через хаос. Активна та литература, которая выбирает. Возможна утрата самобытности, но затем возможно восстановление (при нормальном развитии).

Дискуссия возможна по предмету и по уровню:

Индивидуальные дискуссии (между писателями)

Групповые (символисты - акмеисты)

Межрегиональные

Межнациональные (менее заметны)

В Японии рубежа веков выходил альманах «Изучение Толстого», высокий уровень абстракции в межнациональных дискуссиях, следовательно творческое осмысление. Могут произойти чрезмерные усложнения. В некоторые эпохи литературные дискуссии прекращаются. Например, советская эпоха – множество критиков, но дискуссии прекратились, так как все были заняты проработочными компаниями.

Литературные дискуссии многочисленны в переходные эпохи. Например, 1980-90 русская критика кипела.

Литературные дискуссии – осмысление, так как критика и есть полемика, полифоничность. Иначе нет развития, следовательно, могологичные и полифоничные эпохи.

Соцреализм

Это явление не получило серьезного теоретического освещения. В основе соцреализма -  утопия прогрессистского типа + романтические позиции(жизнь в свете идеала) +  требование отражать жизнь в формах самой жизни. Это несовместимо, следовательно это показатель химерности сознания. Химерность сознания соответствует химерности всей эпохи.

В основе соцреализма несовместимые требования – натурализм и романтизм + признаки классицизма (в смысле нормативности), т.к. основа соцреализма – служение государству, которое является некритикуемым. В соцреализме нет трагедии, т.к. все принадлежит будущему, победа – 100%. Счастливый финал истории – коммунизм. Человек превращается в материал. Вопрос о произведениях мирового уровня в соцреализме – есть ли они?

Соцреализм был в конфликте с мировой традицией. У них не было нормальной критики. Это была антиритика, проявление диктатуры.