Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 15

Это очень опасный эксперимент. Люди всегда верили, что истина есть.

Получилось полное стирание грани между искусством и искусствоведческой мыслью. Произведение требует непредсказуемого хода мысли, как, например, в авангарде. Появляется мысль авангардистского высказывания об искусстве.

Одно из центральных положений постструктурализма – интертекстуальность – предложение читать один текст через другой, с опорой на другой текст, например, Толстого через Зощенко. Экспериментальные прочтения смогли прорваться лишь в ту пору, когда были сняты все запреты. Релятивизм – свобода, кое-где излишняя.

Постмодернисты отличаются: крайне острые, более или менее, человеконенавистники и т.д. Деконструктивисты тоже различаются.

Общий порок, который деконструктивисты унаследовали от постструктуралистов – дегуманизация искусства (исчезновение персоны, личности). Делез провозгласил исчезновение субъекта. Говорит язык. Важен гул языка. Отменены такие понятия, как стиль, дискурс, самосуществование. Механистичность, однако, сохранилась. Культура – текст, но тексты эти перемешанные. Цитатность: анализ – это оперирование цитатами, это ворох цитат . Они утверждают, что новое в литературе и культуре исчезло. Все сказано. Это состояние усталости. Писатели могут только повторять. Литература распалась на цитаты и аллюзии. Это и есть основная установка нового литературного анализа (усталость от культуры). Немало из этого проявляло себя в авангарде. Футуризм – это вера в утопию, однако постмодернисты – это не утописты, у них нет  категории будущего. Это спазм исторического развития. Авангард негативный (дадаизм). Таким образом, основные черты - усталость, повторяемость, неверие в возможные новые горизонты, глубочайший скепсис по отношению к человеку. В Древней Элладе это были киники, которые отрицали всю цивилизацию мегаполиса. Но это бывшие рабы, и культура эта им чужда. А в данном случае это выросшие в Париже люди.

Причины:

1.экологическая, существует вероятность уничтожения человечества

2.ирония. «Современный художник смеется над всеми и самим собой. Он смеется, умирая» (например, В.Ерофеев). Это падающая ирония гибели.

Человек подвергается глубочайшему сомнению. Что может стать центром? Машина, сверхмашина, механистическое понимание всего на свете. Текст трактуется как механизм. Это свидетельство человеческой пассивности. К космоцентризму вернуться они не могут, т.к. это будет утопией. Это был бы романтизм.

Нет различия между хаосом и космосом. Введено понятие «хаосмос» (хаос и космос). Позитивное:

свобода раскрепощение человека демократизация.

Они не признавали доктрин, но Хайдеггера и Бахтина признают, истолковывают их в релятивистском духе.

На этом длинном пути дегуманизации Р.Барт высказал: «Смерть автору как высшей ложной инстанции». Автор вытесняется читателем. Говорит не автор, а язык. Литература – это прежде всего язык, который существует внеперсонально, живет своей логикой, жизнью. Литература осуществляется по инерции. Это не авторы, а скрипторы – цитатчики, они из вороха цитат делают новый язык. Он ограничен больше, чем читатель. Письмо отказывается от смысла в тексте.

Центральное понятие деконструктивизма – «пустой знак», ничего не обозначающий, знак симуляции. Культура заполнена пустыми знаками. Категория симуляторов: вся культура симулятивна, все преходящее и фальшь. Пафос разоблачения – отказ от симуляторов.

Западная цивилизация ощутила, что исчезли основы ее существования. Постмодернизм ценен и силен ощущением кризиса. Но сложилась ли философия кризиса? Они считают, что из кризиса нет выхода. Человек смиряется с тем, что родина его – руины. Он находит красоту в руинах науки и культуры.

Среди выделившихся здесь авторов – Александр Жолковский «Блуждающие сны»: перебрасывает цитаты, мотивы, выявляет повторяющееся.

Заслуга постмодернистской школы в том, что они помогли осознать единство мировой  литературы. Раньше анализ был посвящен индивидуальному, теперь – поиску повторяющегося. Есть единый язык, текст. Перестала ли ценить индивидуальность постмодернистская культура – открытый вопрос.