Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 13

Системология важна для вещей эстетического порядка, должна отделять субъективное от доказанного.

В русском литературоведении основываются на системно-органическом подходе.

В настоящее время доминирует глобализм – идея, идеал одной единственной культуры, цивилизации, а значит – стандартизации. Культура – органическая традиция, цивилизация все выравнивает. Цивилизация порождает рыночную культуру.

Органический подход объединяет онтогенез и этногенез.

Белев выделил 4 фазы этногенеза, 4 принципа восприятия времени. В каждом литературном направлении существует свое восприятие времени.

Литературоведение и культурология.

Литературоведение – подсистема в литературоведении, имеет те же цели, методы, приемы и подходы. У каждой эпохи есть свой ценностный уровень.

Искусствоведение – подсистема в эстетике.

Эстетика – подсистема философии.

Религия – это система какого уровня? В споре объясняется понимание мира.

Религия – предельно широкая система, которая связана с вечностью.

Философия – это подраздел религии.

Культурология – явление более широкое, чем религия, что порождает многочисленные споры.

Нет ничего значительнее религии.

Попытку создать точную культурологию, которая превращается в устранение человека как центра описания, предпринимали структуралисты, но она не увенчалась успехом.

Новая терминология оказалась не нужна, поэтому вернулись к прежним позициям философии культуры.

Лучшая часть русской культурологи понимает культуру как организм, который рождается, живет и умирает. (Хомяков, Леонтьев, Данилевский) В конце XX века Гумилев обосновал это интуитивное предположение. Этот процесс стал доминирующим, это аккультуризация, культура идет к своей смерти.

Леонтьев убеждал, что культура проходит 3 стадии:

простой цельности – былинный период цветущей сложности – она в стадии расцвета, но еще цельна, гармонизирована.

стадию вторичного упрощения – культура становится простой, но она теряет цельность.

(Серебряный век, модернизм – цветущее загнивание, исчезла основа – христианство (православие), и рухнуло все).

Есть народы-долгожители, а есть те, которые рано исчезают. Каждому народу отпущено  около 1500-1900 лет (книга Гумилева «Конец и вновь начало»). В такую фазу рождаются самые великие поэты и писатели.

В основе всего лежит самосознание каждой культуры, уйти от него нельзя. Нельзя и описывать культуру, не живя в ней. Проблема понимания чужого, далекого – главная проблема культуры.

Культура может быть открытой или закрытой. Если культура жестко закрытая, то она не развивается, а если открытая, то подавляется другими культурами и исчезает.

Культура и цивилизация: культура – это интеллектуалы, он рождается и развивается; цивилизация не развивается, количественно обогащается (по Шпендлеру). Шпендлер опирается на идею озарения Данилевского. Запад гниет, а славянский мир поднимается. «Нисхождение Запада»: описана фаустовская культура, Фауст продал душу за познания. Бердяев «Посмертные записки Фауста». Цивилизация дает человеку могущество, калечит душу, делая ее ущемленной. Основная проблема – экологическая. Символ цивилизации – машина. Она отвергла космоцентризм. Машина становится в центре всего. Существует вера в то, что машина разрешит все наши проблемы. В основе религии – вера в спасение. Символом  веры становится прогресс.

Бернадский высказал идею о том, что ноосфера вытесняет биосферу, это процесс глобальный – геологический, ничто не может его остановить. Начинаются религиозно-философские проблемы, тяжба о человеке.

Культура – осложнение миропонимания, познания.

Советский период – это патология культуры. «В российской истории создалась химера».

Культура – вопрос человека к самому себе и себе же.

Самопознание – мир ценностей, правил и норм. Православие было ценностным центром. Время активности каждого поколения -25 лет. В пределах поколения должны остаться стабильными основы миропонимания, иначе начнется процесс аккультуризации.  Гиперэтносы все уходили в кровавый мрак.

Постструктурализм. Неокритицизм.