Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 6

Виды критики:

Писательская художественная критика: писатели, которые выступают в роли критиков. Было время, когда эта критика оттесняла профессиональную критику.

Эта критика в большей степени импрессионистична и менее теоретична => создаётся литературный портрет современников.

Профессиональная критика: многожанровая и разностилевая.

Ср. история литературы – 1 жанр – трактат

Критик всегда осознаёт свою субъективность, а история литературы претендует на объективность.

Главное отличие ист. Литературы и критики – степень отдалённости от объекта: критика – деятель живого литературного процесса, историк д-т из другой эпохи => судит с точки зрения других норм.

Но!!! критики могут создать исследования по истории литературы  - о другой эпохе.

#Голотусский «Проза Гоголя»

Главный вопрос критики о произведении – литература или литературиз..а

Критика как процесс познания: произведение→писатель-критик→профессиональный критик→историк литературы

=>Критика – и познание литературы, и сама по себе литература => критика – самопознание литературы и культуры.

«История литературы – познание с точки зрения «вненаходтмости» (Бахтин)

Вопрос о научности критики и литературоведения.

Научность – нормировать, но представления о нормах зависит от эпохи.

=> критика – публицистика и критика – лирика отличаются от научных методов в открытии обосновании: критика даёт больше открытий, наука – обоснований.

9 Вопрос.  Классицизм.  Неоклассицизма у меня нет =(

Кл. – нормативность, которая определяет все остальные качества.

Эстетика Кл. риторична => риторика часто замещает поэтику. Риторика подчиняется определённым логическим правилам, чем вытесняет поэтику.

Произведение о «готовом слове»: средства литературы как определённый набор приёмов и правил, который надо рационально использовать => жанрово-нормативная эстетика.

Классицизм – ретроспективная утопия: «золотой век» искусства пройден =>  можно приблизиться к их уровню, но превзойти нельзя => классицизм как основной стиль жизни и мироощущения.

Классицизм заканчивается с кризисом Просвещения и антропоцентризма.

Классицизм – определённая историческая стилизация под античность: стиль, быт, ценности.

В итоге, нормативность стала препятствием литературного процесса.

Вопрос 22. Формализм в России.

Сами формалисты не использовали понятия «формализм», а предпочитали «морфологическая поэтика», «формальная школа».

М.М. Бахтин.

Формалистское движение появляется в эстетике в Средние века

1)#В. Брюсов в критике разделение искусства:

- творчество (от Бога)

- ремесло (надо обучать)

2) #А. Брюсов разделял в искусстве:

- смысл текста, который описать нельзя – каждый читатель реализует по-своему. Искусство вырастает из мифа и творит миф

- материально-формальная сторона (мог вводить в свои статьи математическую статистику. Будущее всей эстетики – изучение формы .

3) Формалистский метод сформировался в поэтической практике футуристов. Метод зародился не в академических аудиториях, а в кулуарах.

В. Шкловский – один из лидеров формальной школы. Но в 1930-40е отказывается от формализма, возвращение с конца 1950.

Форм. Метод зародился внутри авангарда: идея взрыва норм и идей.

Литературоведение и любое искусство не имеют право терять специфику своего предмета. Культурно-историческая школа, марксистская, психологическая школы эту специфику не учитывают→ измена природы объекта (это самое страшное «преступление»).

В результате Бахтин обвинил формалистов в том, что они не реализовали духовную природу слова, обращая его в предмет.

Вначале формалисты заимствовали многое от футуристов + многое от символистов + Гумилёв.

Блок: « В формальном направлении нет ничего русского, нет и быть не может. Русские – молодые люди, не закончившие своего мифотворчества.

Постепенно формализм превратился в академизм. В итоге – теория социального заказа.

Борис Эйхенбаум хотел вывести науку из-под идеологии, занять нейтральную позицию (мы не формалисты, мы спецификаторы).