Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 8

Натурализм – эстетика мемезиса, подражания, копирования жизни; это «миниманизация вымысла».

Цель Натурализма – познание, а вымысел – не познание.

Белинский в статье о рус. повестях и повестях Гоголя (34г.) заявил, что Романтизм уволен совершенно. Противовес – изображение шарманщика, извозчика, реальности. Гоголь разочаровал Белинского, не выполнил его программу. В советское время Нат-м не различали, на зап. Белинский – натуралист. Белинский любил Лермонтова, но оч. искажал, подтягивал Романтика под Реализм. Смешивали качества Реализма с Романтизмом.

Реализм – явл-е синтетическое, более сложное, чем Ром-м. Совмещает принцип мемезиса и антимемезиса (вымысла), которые полярны, противоположны.

Сопоставление Реализма и Романтизма перспективно, ноо достижений шк. Белинского и Черн. не дала. Возможно потому, что в Евр. уже было более сложное иск-во (Бальзак и др.), чем Натурализм.

Беллин. счит., что будет развив-ся сатира, обличение, позн-е общ-ва. Но л-ра стала развив. психол. прозу, углубл-ся в подсознание человека, непостижимое бытие, сущность Бога, человек – загадка. Реалисты – верующие христиане. Нат-ты – атеисты.

Нат-м достиг апогея в Европе к концу века (Золя и его шк.). Доминанта в Нат-ме – познание человека как биологического существа  => физиологизм => Нат-м не соскальзывал к очерку, публицистике. Народническая л-ра создала очерки под видом романов, рассказов.

Добролюбов: эстетика – достояние чувствительных барышень. Долой Пушкина (не дает прогрессив. идей).

«Позорный вандализм,», «Писарева во веки веков не простим», - Символизм.

Реализм долог в силу  синтетичности, сложности, неопределенности его границ. В совет. время Реализм – хорошее искусство => остальное плохо (Модернизм).

В советское время доп. хар-ки Реал-ма:

1) Критический Реализм;

2) Универсальный Р. (лучше) => пространство критического Р. сузилось;

3) Магический Р. и т.д.

В 20 в. Р-м. маргинален, вне лит. процесса. Но это не так, он проявлялся, хотя Модернизм господствует. Реализм – сложный, формы фантастики, многостильность, стремление к формам обыденной речи, полубытовой, ориентация на среднее сознание, обращает внимание на быт, но интересует и высокие порывы, вечность. Эстетика Реализма более универсальна по сравнению с Романтизмом (все дозволено, все вмещается).

=> доктрина Реализма без берегов (Родоначальник – Роше Гаро(а)ди(й) – предлагал считать реалистами Джойса, Кафку и др.).

Классика 19 в. – Реализм.

Классика 20 в. – Модернизм => парадокс: статус классики занимает «модерн» - новое, современное, выдвинутое в противоположность классике, т.е. Реализму. 

Вопрос №21

Марксистское литвед. относится к более широкому подходу соц-генетического подхода. из какого общества родом художник? Чьи интересы он выражает? Какую соц-класс. психологию выражает?

Марксистская школа заняла самое левое место. Это радикализация обществ. мысли. Россия 19 века (Белинский, Чернышевский) – радикалисты.

Тупиковая закрытость от национальной культуры, смещение влево

Поздний Маркс – мизантроп, человек не годится для мировой революции.

Эволюция к полевению.

Первый русский марксист Г.В.Плеханов разочаровался в народе и терроризме => марксизм. 9/10 России – крестьянство и азиатский способ производства.

Марксизм в России – 100% утопия. Он был для Зап. Евр., ее пролетариатом. В России было менее 9% пролетариата =>  конфликт с рус. культурой. Марксизм – экономизм, политэкономия и для экономич. исследования, т.е. наука. Хотя непонятно, что открыл Маркс. Он утопист, который объявил о бесклассовом обществе. В России Марксизм стал офиц. доктриной =>  все идеологические дисциплины должны ссылаться на Маркса, Энгельса, Ленина.

С 1920-х гг. появился индекс запрещенных книг: от Достоевского до Фолкнера. Власть принадлежала партийной бюрократии, а не Советам, это была партийная диктатура.

Основное содержание советской науки прошло эволюцию.

2 тенденции:

1) Вульгарный социологизм;

2) Либерально-советское лит-вед.