Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 9

Вопрос-иллюстрация – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается несколько картин для выбора одной. Применяется в том случае, когда достоверную информацию, используя словесные формулировки, получить невозможно или сложно, а также для внесения разнообразия в процесс анкетирования или интервьюирования. Реже используется как контактный вопрос. Используются в маркетинговых исследованиях по каким-либо брендам.

Шкальный вопрос – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается высказать мнение, используя определенную шкалу.

Вопрос ранжирования – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается выстроить некий рейтинг, т.е. проранжировать важность для респондента перечисленных вариантов ответов. Например: Какое качество вы Бы поставили на 1ое место? 1) воля 2) разум и т.д.

Способы обработки открытых вопросов

Кодировка – способ обработки открытых вопросов, при к-ом основной целью является сведение всего обилия полученных открытых вопросов к конкретному списку вариантов ответов с последующей кодировкой этого списка (всем вариантам ответов присваивается код) и минимализацией количества вариантов ответов. Удобно, когда кодировку выполняет группа, а не один человек.

С помощью кодировки и обсуждения, мы:

а) присвоили код;

б) минимизировали варианты ответов

Домашняя работа: составить анкету (до конца октября). Выбрать любую группу клиентов соц. работников. стр. 26. Кратко описать проблему, целевую группу и цель опроса (для чего составлена анкета). в сл. раз – лекции, сделать анкету (до конца октября).

Тема 8. Методика организации и проведения углубленного интервьюирования

Интервьюирование – это метод сбора информации путем устного стандартизированного опроса респондента интервьюером по анкете.

Нестандартизированное (углубленное) интервью – вид интервью, к-ый не предполагает наличия жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов их в строгий порядок. Цель: получение дополнительной, углубленной, качественной информации по к-либо проблеме.

Необходимо записывать варианты ответов, т.к. диктофон может быть несправным.

Интервьюер должен:

- быть презентабельным;

- иметь грамотную речь;

- быть уверенным, ассертивным;

- хорошо разбираться в проблеме, относительно которой составлена анкета.

Недостатки: труднодоступность, затраты денег, времени.

Достоинства: можно получить интересную информацию, позволяет опросить узкий круг специалистов на к-либо узкую тему.

Практические задания 4-5: составить анкету по углубленному интервью, инструкцию к нему (сделать кратко инструкцию). Прописать содержательные моменты (цель экспертного опроса, место работы, кто может быть экспертом, кто войдет в группы экспертов). пол странички – инструкция.

Закрытых вопросов может не быть. Это не тест.


Тема 9. Методика и проблемы работы с респондентом

1. Респондент и интервьюер как «самые слабые звенья» в социальном исследовании

- респондент и интервьюер непрофессионалы (данная проблема практически неустранима);

- респондент и интервьюер – люди, которым свойственно ошибаться.

2. Понятие «эффект интервьюера»

Интервьюер влияет на ответ респондента.

Интервьюер может неправильно написать ответы респондента, может написать что-нибудь от себя.        

3. Функции интервьюера

- коммуникативная;

- озвучивает вопросы анкеты, выступает в качестве «рупора»;

- фиксатор; фиксирует варианты ответов;

- эмоционально поддерживает респондента (поддерживает интерес в продолжении заполнения анкеты).

Тема 10. Методика составления выборки при проведении социальных исследований