Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 7

Рассказать о понятиях опрос населения, очный, заочный опрос.

Количественные методы

Опрос (анкетирование и интервьюирование)

Анкетирование – вид опроса путем самозаполнения анкет респондентами, может быть индивидуальным и групповым. Имеет свои специфические особенности:

- анкета должна быть просто устроена;

- заполняя анкету самостоятельно, респондент, не совсем верно поняв формулировку вопроса, может дать неполный ответ;

- при самостоятельном заполнении анкеты, респондент может случайно или умышленно пропустить несколько вопросов, оставить их без ответа;

- низкий % заполнения открытых вопросов (до 75% вопросов остаются без ответа) – сложно сформулировать мысль с помощью текста;

- влияние 3их лиц.

Анкетирование – быстрый и дешевый вид опроса, менее эффективен, чем интервьюирование.

Интервьюирование – метод сбора информации путем устного стандартизированного опроса респондента интервьюером по анкете. Недостатки:

- долговременный способ опроса;

- нужно большое кол-во подготовленных интервьюеров, которые будут собирать с помощью анкет информацию.

Плюсы:

- можно свести к 0 влияние 3х лиц;

- можно получить все ответы на вопросы (открытые, закрытые);

- можно сделать анкету более сложной, можно внести открытые вопросы, технические переходы.

Опросы можно разделить на: О. населения и О. экспертов.

Население – все группы, которых опрашивают не в качестве специалистов по какому-либо вопросу.

При экспертных опросах (чаще – интервьюировании) мы имеем дело с интервьюерами, которые являются специалистами в какой-либо области.

Опросы очные и заочные

При очном опросе респондент видит интервьюера, происходит непосредственный контакт респондента с представителями исследователей.

При заочном опросе не происходит непосредственного контакта м/у респондентами и представителями исследователей (например, почтовый опрос).

Стр. 97

К разновидности опроса принадлежит углубленное интервьюирование (нестандартизированное) – вид интервью, к-ое не предполагает жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов, а также их строгий порядок. Углубленное интервью относит как и к количественным, так и к качественным методам.

Фокусированное интервью – вид интервью, сконцентрированное на определенной проблеме, чаще всего бывает углубленным, предмет изучения - субъективное восприятие респондентом.

Наративное интервью – способ вызвать респондента на свободное повествование о жизни без особого вмешательства со стороны интервьюера.

Все эти виды интервью применяются редко.

Организационные формы проведения опроса

- по месту жительства;

- по месту работы (опрашивают экспертов);

- по месту учебы;

- опрос на улице, в магазине

Виды анкетирования

1) По объему:

сплошное (опрашиваем 100%-но) и выборочное (строится выборка).

2) По способу общения:

личное (очное) и заочное

3) По способу распространения анкет:

- раздаточное,

- прессовое. Проводят печатные СМИ, текст анкеты небольшой, печатается на страницах печатного издания;

-  почтовое (в т.ч. по e-mail). Низкий % возврата, влияние 3их лиц, получение информации не от того респондента, к-му была предназначена анкета.

- анкетирование на сайтах. Имеет те же недостатки, что и анкетирование в целом.

Интервьюирование по телефону. Чаще применяется в западных странах, потому что:

1. Население западных стран уверено в том, что от их мнения может что-то зависеть.

2. Тотальная «телефонизация» западных стран, что позволяет сделать выборку.

3. Привычка к телефонным опросам.

Методика составления анкеты в социальном исследовании

1. Структура анкеты

Анкета состоит из вводной части, основной части, паспортички.

Паспортичка – личные данные о респонденте.

Основная часть содержит все вопросы, ответы на к-ые дает нам ту информацию, которую мы будем исследовать.