Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1. Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований

Социология – наука о закономерностях развития общества в целом, один из способов изучения людей в целом.

Классификации социологии: теоретическая и эмпирическая.

1986 – в словаре ин. слов эмпирическая социология характеризовалась как особое направление буржуазной социологии.

Причины роста и триумфа эмпирической С.:

1) изменяется политический климат;

2) демократия хар-ся референдумами, поэтому нужны вопросы…;

3) все развитые страны подошли к точке маркетинга (ситуация, когда объем предложений на рынке товаров и услуг превосходит спрос). Конкурирующие производители, дилеры хотят знать, какой товар будет иметь успех

4) результаты исследований помогут оценить действенность существующей политики, помогут исследовать отношений тех или иных групп к соц. изменениям

5) результаты исследований могут предоставить план политики, помогут принять решения

6) в цивилизованных странах растет уровень образования менеджеров

Эмпирическая социология без взаимодействия с теоретической обречена на ошибки. От их взаимодействия зависят результаты исследований.

Место социологии в системе наук

1) Философия. Выводы социологов более аргументированы, чем выводы философов, их можно проверить и перепроверить социологическим путем.

2) Естественные науки. Используются количественные измерения. Социология не проводит экспериментов, т.к. имеет дело с людьми.

3) Психология. Объект исследований – люди. Социология исследует все общество, его слои, малые группы. Психология исследует отдельных личностей.

4) Этнография, этнология. Антропологи изучают небольшие, не западные племенные общества. Социологи исследуют крупные общества.

5) Экономическая наука. Исследуют один и тот же объект – производство, распределение, потребление ресурсов. Но у них разные предметы для изучения и методы.

6) Статистика. Социологи пользуются статистической инф-цией, но есть 2 отличия:

- статистика (социальная в т.ч.) развивалась, т.к. была нужна гос-ву, нужно было узнать кол-во людей, чтоб проконтролировать набор в армию, налоговые поступления. Статистика зародилась раньше, чем социология (Др. Египет). 1753г. – в Англии отвергнуто решение о проведении переписи (считалось опасным считать людей). Социология появилась вследствие нужд общества. Но в развитых странах к статистике население относится нормально (перепись нужна, чтобы развить знание об обществе);

- по нек. соц. проблемам статистики не существует вообще, судить о наличии проблем можно только по данным социологических исследований (пример: нет статистики о насилии в семье);

- статистика дает ответ на вопросы: кто, что и сколько.

Домашнее задание: стр. 13 (найти сходства и различия исследований в социологии с исследованиями в политологии, истории, праве, демографии и соц. работе), не больше страницы, можно в виде таблицы.

Объект и предмет социологии. Отраслевые социологии

Предмет – стороны, связи, отн-ния, составляющие объект, в полном виде подлежащие изучению и рассмотрению.

Объект гораздо шире предмета.

Объект социологии – вся соц. реальность.

Предмет – св-ва, стороны отношений этой реальности.

Домашнее задание: выбрать одну отраслевую социологию, выделить для нее объект и предмет для собственного изучения.

В пятницу на гендерологии: 10.15 – не опаздывать! стр. 18

Семинар в виде судебного заседания, выберем 5 прокуроров, 5 адвокатов, 3 присяжных заседателя. Все остальные – свидетели. Прочитать 3 статьи: Ницше, выдержка «О старых и молодых бабенках».

Выписать моменты из работ. Выписать высказывания, с к-ыми согласны и с к-ыми не согласны. Аргументация устно.

Основные исследовательские подходы к социальным явлениям

Социологи используют 5 подходов при изучении соц. фактов:

1) демографический;

2) психологический (объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей: изучаются мотивы, навыки, установки, самомнение). Формирование и распространение настроений в ситуаций, связанных с паникой;

3) коллективистский. Принимается тогда, когда имеем дело с изучением 2-х и более людей. Используя этот подход, можно изучать семью, армию, коммерческую организацию, т.к. все группы и орг-ции – это группы, коллективы. Каким образом из людей одного или разного пола (класса, расы и т.д.) образуется группа?

4) изучает взаимоотношения. Обществ жизнь рассматривается через взаимодействия людей друг с другом. Считается, что определив роли внутри группы, можно выявить их взаимоотношения, структуру.

5) культурологический. Применяется при анализе поведения на основе обществ правил и ценностей. Правила поведения (нормы) рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей.

Специфика исследований в теории и практике социальной работы

1. Междисциплинарность исследований.

2 варианта решения проблемных ситуаций:

1) для решения какой-то проблемной ситуации можно обратиться к специалисту из смежной отрасли. Но подобное консультирование требует времени от соц работника и от специалиста. Соц работник должен ввести консультанта в курс дела. Также работа приглашенного спе-та должна оплачиваться.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
148 Kb
Скачали:
0