Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 13

Методы анализа документов:

1) Традиционный (классический) анализ – метод исследования, предполагающий выдвижение определенных гипотез и представляющий собой тщательное изучение существа анализируемого материла, анализ логики текста. Это интенсивный анализ текста.

2) Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой или как-либо зафиксированной информации с последующей статистической обработкой. Количественный анализ текста нельзя применять, когда мы имеем дело с уникальным документом. Они начинается с выявления смысловых единиц (слова, словосочетания, фразы, которые мы ищем в тексте). В качестве смысловых единиц выступают:

- понятие, выраженное в словах или отдельных терминах (например, слово «приватизация»);

- тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, передачах. Важно, в каком контексте звучала эта тема;

- имена исторических личностей, политических деятелей и т.д.;

- целостное общественное событие, социальный факт, несущие специфическую смысловую нагрузку (свадьба принцессы Кейт Мидлтон).

Контент-анализ подразумевает под собой определенную цель.

Биографический метод (Ральф Тернер).

Неоконченные предложения (Ольшанский) как специфический вариант открытого вопроса (есть начало фразы, к-ую надо закончить).

Кейс-стади – качественный метод, направленный на изучение отдельной общности или какого-то уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Взаимоотношения в коллективе изучаются при помощи кейс-стади. Это набор качественных методов (наблюдение, стимулирующее наблюдение, беседа, анализ документов, слухов, сплетен). При проведении кейс-стади исследователи активно общаются с респондентами.

Методика проведения фокус-группы – неформальное углубленное интервью с группой лиц, к-ая использует одновременно 3 режима взаимодействия:

- интервьюер – респондент;

- респондент – респондент;

- групповая дискуссия.

При использовании фокус-группы всегда проводится включенное наблюдение и наблюдение. Группа исследователей находится не в комнате наблюдения, а в комнате рядом.

Фокус-группа (80-е гг. 20в.) на Западе, в России – 2-ая половина-начало 90-х гг. 20в.

+ более дешевый метод, чем опрос;

более быстрый метод;

расшифровка текстов при проведении фокус-группы идет быстрее, чем обработка анкет;

высказывания респондентов – это стимулы для рефлексии (мысль о мысли) других респондентов.

Техника проведения:

Участвуют от 8 до 12 человек. Когда людей меньше 8, то дискуссия быстро затихала. Когда людей было больше 12, то кто-то из них становился слушателем. Приглашают тех людей, к-ых можно признать специалистами по той проблеме, к-ая будет обсуждаться. Не рекомендуют в одну и ту же группу приглашать людей старшего и младшего возрастов, людей, чем интервал в возрасте составляет 2 года, начальников и подчиненных, сверхстатусных известных лиц.

Недостатки:

- этот метод дает приблизительные результаты;

- единое место для проведения и время фокус-группы;

- высокие требования к интервьюеру, к-ый проводит фокус-группу (модератор - умиряющий):

а) должен быть опытным;

б) должен располагать к себе;

в) быстрая реакция;

г) хорошая память;

д) должен владеть собой;

е) должен уметь гасить конфликты;

ж) хорошие ораторские способности;

з) хорошее здоровье.

Модератор:

1) поддерживает равномерное участие всей группы;

2) гасит конфликты;

3) возвращает дискуссию в русло обсуждения;

4) дозапускает дискуссию, если она начинает угасать.

Фокус-группу модератор заканчивает при условии, если он 2 раза подряд совершенно точно для себя предсказал, каким будет следующее высказывание в группе.

Обычно собирают от 2 до 8 групп. Если 2 группы выдали один и тот же результата, то 3ую можно не собирать.

Специфика отбора в фокус-группу. Респонденты, пришедшие на фокус-группу, за свою работу получают деньги.