Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 12

Разновидности метода наблюдения:

1) по степени формализованности (структурированности):

- формализованное;

- неформализованное.

2) по регулярности проведения:

- систематическое;

-несистематическое (нет плана по срокам наблюдения).

3) в зависимости от знаний наблюдаемых о процессе наблюдения:

- открытое;

- скрытое.

4) по методу проведения, условий организации наблюдения:

- полевое;

- лабораторное.

5) в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации:

- включенное (участвующее). Предполагает интеграцию исследователя в наблюдаемые объекты и процессы с помощью маскировки под рядового участника какой-либо общности людей. У.Уайт – родоначальник данного метода. 1936-1939 – поселился в итал. районе одного из амер. городов, его интересовали итальянцы-рекетиры и их адаптация к чужой культуры. Но включиться надо так, чтобы наблюдаемые вели себя естественно, привыкли к наблюдателю и не пытались к нему подстроиться. Недостаток: исследователь может потерять способность объективно воспринимать ситуацию;

Стимулирующее наблюдение – создание обстановки, чтобы вызвать состояние объекта, не просматриваемое в обычном состоянии (Г.Гарфингель).

Этапы:

Создание листов наблюдения, в которых фиксируется информация

Сбор первичной социологической информации

Обработка материалов

Оформление отчета и выводов по наблюдению

Наблюдатели тщательно избираются в соответствии с требованиями и инструктируются.

Домашнее задание: стр. 54, задание 2, составить инструкцию для проведения наблюдения по проблематике темы курсовой работы или по любой другой теме. Выбрать объект наблюдения, прописать, как люди должны наблюдать и что они должны фиксировать.


Анализ документов

Документальная информация – информация, к-ая зафиксирована каким-либо образом.

Документальные источники служат необходимым элементом для получения информации. Они полезны, когда респондента невозможно опросить.

Классификации документальных источников

1. По способу фиксирования:

- рукописные;

- печатные;

- записи на магнитной ленте, фотопленке и др.

2. По целевому назначению:

- наличные (документы, существующие сами по себе, без исследовательской цели);

- целевые (те документы, к-ые были созданы с целью их последующего изучения).

3. По степени персонификации:

- личные (то, что связано с личностью: карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, заверенные подписью, характеристики, выданные конкретному лицу, мемуарные записи и др);

- безличные (данные прессы, протоколы собраний, событийные и статистические архивы и др).

4. В зависимости от статуса:

- официальные (правительственные материалы, постановления, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция)

- неофициальные (многие личные материалы, статистические обобщения, исследования на основе собственных наблюдений).

5. По источнику информации:

- первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса);

- вторичные.

Проблема достоверности документальной информации

Первичная информация более достоверная, чем вторичная. Официальные и личные документы, полученные с первых рук более достоверные, чем неофициальные и безличные. Осторожно надо обращаться с целевыми документами, нужно принимать во внимание ту ситуацию, в которой составлялся документ (была ли у составителя мотивация в создании документа и т.д.).

*Нужно четко различать описание событий и их оценку. Два разных человека могут по-разному различать ситуацию.

*Необходимо проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа.

*Если документ содержит статистическую группировку данных, то нужно выявить основания для этой классификации, т.к. возможно, что с исследовательской целью придется перегруппировать данные.

*Нужно выяснить, располагала ли данная обстановка к объективности.