Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 4

Определение объекта, предмета, цели и задач исследования

Объект исследования – то, на что направлено исследование.

Предмет И. – те св-ва и стороны объекта И., к-ые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Исходя из общей проблемы объекта и предмета, ставится цель (т.е. результат исследования). Результат может быть теоретико-познавательный или практически-прикладной. Затем формулируются задачи исследования, к-ые должны быть поэтапно решены для того, чтобы цель исследования была реализована.

Формулирование задач – это процесс, задачи могут корректироваться. Структуру основных задач диктует цель. Иногда основные задачи требуют уточнения в виде ряда дополнит. задач. Задачи могут уточняться, могут возникать новые задачи. Цель и задачи придают работе некую структуру, что повышает эффективность работы.

Формулировка гипотез исследования

Обычно предмет исследования содержит в себе центр. исследоват. вопрос. Гипотеза – научное предположение, выдвигающееся на основе, к-либо фактов, процессов, к-ые надо подтвердить. Гипотеза носит вероятностный хар-р. Исходные посылки, на основе к-ых создаются гипотезы, черпаются на грани наблюдений. Гипотеза должна быть сформулирована конкретно и однозначно. Гипотезы способствуют оперативности исследования. Однако важно, чтобы гипотезы не предопределяли итоговые результаты. 1ая гипотеза, с к-ой начинается исследовательский поиск, наз-ся рабочей. В ходе работы она может изменяется. Различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если они опровергаются данными. Хорошие И. опираются на серию гипотез. Гипотезы бывают основными и дополнительными. Выделяют описательные и объяснительные гипотезы, в зависимости от сод-ния предположений. Описательные Г. – предположения о существенных св-вах объекта, характере связей. Объяснительные Г. – предположения о причинно-следственных зависимостях.

Гипотеза, подлежащая проверке, должна соответствовать конкретным требованиям:

1) она не должна содержать понятий, к-ые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2) она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3) она должна быть просто сформулирована.

4) она должна быть потенциально преложима к более широкому кругу явлений, чем та область, к-ая непосредственно наблюдается в исследовании (должна носит частный хар-р).

5) она должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.

6) в формулировке гипотезы должна быть ожидаемая цепь событий и не должно быть неясных терминов.

7) она не должна быть тревиальной и не должна сводиться к суждениям здравого смысла.

Основные этапы исследования

1. Подготовка исследования. Может частично накладываться на др. этапы. Происходит «работа с заказчиком» (заказчиком может быть сам исследователь, научный фонд (гранты), коммерческая/некоммерческая организация, выдвигающая свои требования). Определяется объект, предмет, цели, задачи и методы. Согласовываются сроки и размеры вознаграждения. Составляется и подписывается договор (необязательно). Разрабатывается инструментарий. Может быть составлена выборка. Подбираются потенциальные исполнители (аналитика, интервьюеры). Готовится технич. документация и материально-техническая база, если это необходимо.

2. Сбор первичной исследовательской информации.

3. Контроль качества сбора первичной информации.

4. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Прежде, чем обрабатывать инф-цию, ее нужно подготовить. Методы обработки: кодировка.

5. Анализ обработанной информации и интерпретация результатов.

6. Оформление результатов исследования и их презентация. Оформляются в виде текстов, презентации, статей, брошюр, монографий, газетной публикации. Если был заказчик – подготовить отчет.