Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 6

- апробировать инструментарий (анкета). Помогает доработать анкету;

- помогает получить некие прикидочные сведения об объекте исследования, в результате чего можно изменить выборку.

5. Разовое (точечное, первичное) и повторное. Разовое – вид И., к-ое дает инф-цию о состоянии объекта анализа, о его количественных характеристиках на момент изучения. Повторное исследование – И., проводимые последовательно, через определенные промежутки времени, к-ые обоснованы потребностями исследования (например, к-либо исследование проводится ежемесячно, через несколько месяцев, лет). Повторные исследования должны проводится по единой программе, с помощью одного и того же инструментария. В повторных исследованиях есть своя классификация:

- панельное («панель» - список), при к-ом 100%-но опрашиваются все те, кто есть в этом списке. Всероссийская перепись населения – пример панельного исследования. Панельное И. – разновидность И., ориентированное на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные интервалы времени. Имеет своей целью выявление тенденций развития. Пример – социометрия.

- лонгитюдное («Лонг») – разновидность повторного И., к-ое ориентировано на длительное (15, 20 лет) изучение одних и тех же лиц. Может начинаться с раннего возраста (так работают психологи) или с юношеского возраста. Исследователям интересно как чувствует себя индивид на разных стадиях возрастного развития, как относится к разным реалиям и событиям. Применяется лонгитюд достаточно редко. Имеет свои недостатки: нет средств, нет личности, которая будет заниматься данным исследованием, «смертность» объектов исследования.

- мониторинг – целостная система отслеживания происходящих социальных изменений. Исследования проводятся по одной и той же программе и методике постоянно (ежедневно) или регулярно, т.е. через небольшие временные промежутки (месяц, квартал, год (максимум)). Обследование определенного объекта проводится для:

- получения эмпирических сведений, дающие цельное представление об изучаемом объекте, его структурных элементах;

- выявление тенденций развития и динамики объекта. Важно, если нас интересует мнение объектов, то мы опрашиваем не одних и тех же людей. Респонденты в выборку попадаются разные. Но каждый раз выборка должна быть одна и та же (показатель по доходу, образованию, роду занятий и т.д.).

6. Экспресс-опрос – специфич. вид социологич. И., проводимый в предельно сжатые сроки для получения информации об общественном мнении по поводу недавно состоявшихся событий экономич., социального, политического, культурного характера. Может проводиться для составления рейтингов. Это особый вид исследований, к-ый проводиться по актуальному материалу в короткие сроки, чтобы предоставить материал для аналитической передачи, для корректировки речи политического лидера. Не дает глубокую аналитику.

7. “Exit-poll” – особый вид И., к-ый проводится по свежим представлениям респондентов, к-ые недавно что-то увидели (например, просмотр фильма, журналисты). Используется при выходе людей с избирательных участков. Анкета примерно такая же, как и в экспресс-опросе.

Основные методы исследования в социальной работе

Количественные – методы, которые изучают объект исследования, прежде всего, в плане его количественных характеристик. Анкетирование, интервьюирование.

Качественные – методы, исследующие качественные характеристики объекта исследования. Предполагают получение глубинных ответов, они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, как это делают количественные методы, сколько на изучение их качества. Их часто называют «мягкими» методами в отличие от количественных «жестких» методов. Они чаще, чем количественные помогают ответить на вопрос «почему?». К качественным методам принято относить наблюдение, анализ документов, биографический метод, эксперимент, фокус-группу, углубленное интервьюирование.